
Экипажи самолетов, пролетающих над Балтийским регионом, сообщают о глушении сигнала GPS в нем, пишет Politico, уточняя, что наиболее вероятным виновником происходящего является РФ.
Как напоминает издание, эпизоды глушения GPS здесь регулярно отмечаются с начала войны России против Украины. Источники помех сосредоточены в Калининградской области. Как говорит Дана Говард, президент американского Фонда устойчивой навигации и синхронизации, эта угроза реальна, поскольку известен по крайней мере один случай, произошедший в 2019 году, когда из-за глушения сигнала GPS пассажирский самолет чуть было не врезался в гору.
Агентство авиационной безопасности ЕС (EASA) изучает этот вопрос, но пока регуляторы заявляют, что проблемы с GPS не представляют опасности для полетов. Тем не менее в Евроконтроле фиксируют значительный рост сообщений о них. За январь и февраль 2024 года их поступило почти в семь раз больше, чем за тот же период 2023 года. Дана Говард называет эти действия преднамеренными и не имеющими непосредственного отношения к зоне конфликта в Украине.
Израильский военный эксперт Давид Шарп в беседе с The Insider предположил, что таким образом Россия пытается вызвать у западных стран чувство беспокойства:
«В этом случае я бы склонился к тому, что РФ тестирует свои возможности и делает мелкие неприятности западным странам, чтобы создать у тех ощущение беспокойства. Вряд ли это подготовка к чему-то конкретному, потому что о войне речи пока не идет. Интуиция подсказывает, что это тестирование возможностей и желание создать мелкие и средние неприятности своим оппонентам».
Ранее командующий силами обороны Эстонии Мартин Херем счел, что, глуша GPS над Балтийским регионом, Москва «проводит учения на фоне риска будущего потенциального конфликта с НАТО».