Российские власти разрабатывают юридическую стратегию на случай успеха усилий США и Евросоюза по конфискации российских резервов в размере $300 млрд, хранящихся за рубежом. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на собственные источники.
По их словам, в Москве пришли к выводу, что принятие решения о конфискации маловероятно, однако Центробанк уже готовится заключить соглашения с международными юридическими фирмами, которые будут представлять интересы РФ в суде. Также российские власти обратились к экспертам, которые изучают соответствующее зарубежное законодательство, а также подобные прецеденты в других странах.
Ранее Белый дом поддержал закон, который позволяет конфисковать российские активы, хранящиеся за границей. Их планируется направить на восстановление Украины.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что подобные решения станут «еще одним шагом в попрании всех правил и норм международного права». Российский МИД называл заморозку российских активов в Европе, которое произошло после полномасштабного вторжения РФ в Украину, «воровством».
Юрист Григорий Машанов в беседе с The Insider подчеркнул, что если в ЕС примут решение о конфискации российских активов, оно будет беспрецедентным и последствия его было бы сложно предсказать:
«Сейчас в любом случае речь идет не о теле активов, а о набежавших процентах, их уже около пяти миллиардов евро, их и хотят передать Украине. Что решит Суд ЕС, сказать сложно, я бы не стал загадывать.
Если говорить о США, то им действительно придется изменить законодательство для конфискации российских активов. Сейчас США могут конфисковать активы государств-террористов, Россия таковым не является (вероятно, по каким-то соображениям). Конфискация тела активов нарушает международное право в любом случае, но в США так делают.
Шансов у России выиграть в США суд будет немного, там суды предпочитают глубоко не вмешиваться в санкционную политику, считая это политическим вопросом.
Что касается ЕС, я уверен, что тело активов сохранится до улучшения отношений с ЕС, а вот проценты действительно могут изъять, но это будет оспорено в суде и, может быть, оспорено успешно.
При этом суд ЕС может решить дело довольно оперативно, в течение одного года, а вот в США процесс действительно может тянуться несколько лет, если до него дойдет дело».