Покупка компанией Adobe Inc. сервиса Figma нанесет существенный ущерб индустрии цифрового дизайна, заявило британское Управление по конкуренции и рынкам (CMA). Adobe объявила о покупке Figma за $20 млрд в сентябре 2022 года. Хотя окончательное решение о купле-продаже еще не принято, Управление по конкуренции и рынкам уже бьет тревогу по поводу влияния сделки на рыночную конкуренцию и инновации в индустрии программного обеспечения для дизайна, редактирования изображений и иллюстраций.
По данным регулятора, приобретение, если оно будет одобрено, фактически устранит главного конкурента флагманских продуктов Adobe, таких как Photoshop и Illustrator. Регулятор говорит о своем рынке, однако вывод можно экстраполировать в целом на индустрию, так как продукты компании Adobe наряду с сервисом Figma используются в секторе цифрового дизайна по всему миру.
Как отмечает CMA, около 80% рынка профессионального дизайна продукции используют программное обеспечение Figma.
«Adobe и Figma — два ведущих мировых поставщика программного обеспечения для дизайнеров приложений и веб-дизайнеров, и наше исследование показало, что они являются близкими конкурентами. Таким образом, предлагаемая сделка может повлиять на британскую индустрию цифрового дизайна, сократив выбор, инновации и разработку новых конкурентоспособных продуктов», — заявила председатель независимой группы, наблюдающей за ходом расследования, Марго Дейли.
Регулятор предложил заинтересованным сторонам ответить на вопросы до 19 декабря 2023 года, а окончательное решение будет принято 25 февраля 2024 года. Отрицательное решение может полностью заблокировать сделку.
В свою очередь в компании Adobe сообщили, что разочарованы выводами CMA и не согласны с ними: «Мы разочарованы выводами CMA и не согласны с точкой зрения Управления на эту сделку. Adobe и Figma принесут значительную пользу клиентам. Мы изучаем предварительные выводы и будем снова работать со CMA по фактам и существу дела».
Представитель Figma также заявил, что компания не согласна с выводами регулятора.
«Мы разочарованы предварительными выводами CMA и категорически не согласны с утверждением, что Figma конкурирует с Adobe сегодня или планирует сделать это в будущем. Факты таковы, что Figma работает на динамичном и высококонкурентном рынке дизайна и разработки продуктов, и Figma не потратила ни одного доллара и не наняла ни одного инженера для создания творческих инструментов. Мы по-прежнему привержены сделке, уверены в фактах и убеждены, что предлагаемое нами объединение с Adobe — это выигрыш для потребителей, и это должно быть одобрено».
Помимо британского регулятора, сделку должна рассмотреть Еврокомиссия на предмет соответствия законодательству Европейского союза о слияниях. Еврокомиссия также заявила, что предлагаемая компанией Adobe сделка грозит существенно ограничить конкуренцию на рынке программного обеспечения для интерактивного дизайна продуктов и интерактивных платформ.
Заблокировать сделку намерен и Минюст США, об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с этим вопросом. Как отмечает издание, именно эти три регулятора — Еврокомиссия, Минюст США и британское CMA — нередко координируют проведение антимонопольных расследований крупнейших мировых слияний.
Фирмы должны согласовывать подобные сделки о слиянии с местными регуляторами (обе компании в данной ситуации — американские) в том случае, если их сервисы задействованы в значительной доле местного рынка. Похожая ситуация недавно произошла с участием Microsoft, которой нужно было получить разрешения для покупки Activision более, чем в 20 странах.