В Китае создали обезьяну-химеру из двух наборов ДНК. Ученые надеются, что этот прорыв поможет в лечении БАС у людей

Китайские ученые создали один организм из стволовых клеток макаки-крабоеда, внедренных в эмбрион такого же вида обезьян. Также они использовали зеленый флуоресцентный белок, чтобы по свечению видеть, какие ткани выросли из чужеродных стволовых клеток. Детеныш обезьяны-химеры прожил всего несколько дней, однако исследователи надеются, что этот прорыв поможет в медицинских исследованиях таких заболеваний, как болезнь двигательных нейронов. Исследование опубликовано в журнале Cell.

Химеры — организмы, содержащие клетки двух или более особей.

Зеленое свечение многих тканей обезьяны свидетельствует о том, что она была создана частично из обычного эмбриона, а частично из стволовых клеток: этот метод ранее применялся только для мышей и крыс.

Для создания химеры ученые извлекли стволовые клетки из семидневных бластоцист макак — начальной стадии эмбриона. Затем эти эмбриональные стволовые клетки были выращены в лаборатории и протестированы на плюрипотентность, то есть способность превращаться в другие типы клеток для формирования тканей и органов.

Помеченые флуорисцентным белком эмбрионы были введены сорока суррогатным обезьянам. Двенадцать обезьян забеременели, шесть беременностей привели к живорождению. Только в одном случае на свет появился детеныш-химера. Он прожил десять дней — ветеринары усыпили его из-за дыхательной недостаточности и гипотермии. Это первая в мире живорожденная химера примата, созданная посредством стволовых клеток.

В мозге макаки-химеры обнаружили много внедренных стволовых клеток, ученые надеются, что это поможет моделированию нейродегенеративных заболеваний и их лечению у людей, а также сохранению исчезающих видов.

«Если донорские клетки исчезающего вида поместить в зародыша, то можно предположить, что путем селекции вероятно получение животных этих видов», — пояснил один из авторов исследования Мигель А. Эстебан из Китайской академии наук и некоммерческого подразделения BGI-Research Hangzhou китайской генетической фирмы BGI.

«В будущем эта технология может быть использована для получения трансгенных нечеловеческих приматов, что может стать важнейшим инструментом для лучшего понимания некоторых заболеваний человека и, возможно, сыграет решающую роль в поиске лекарств», — заявил директор Аделаидского центра эпигенетики профессор Хосе Поло, не принимавший участия в работе над исследованием.

«Я думаю, что редактирование стволовых клеток макак и последующее получение химеры макаки с человеческими генами болезни БАС (бокового амиотрофического склероза) будет наиболее приоритетной задачей», — сказал научный директор Института нейронаук CAS Муминг Пу.

Первые химеры

Первые лабораторные химеры были получены на мышах в начале 1960-х годов, когда эмбриологи Анджей Тарковский и Беатрис Минц скрестили эмбрионы. Затем аналогичная методика была использована на свиньях, овцах, кроликах, крупном рогатом скоте, крысах и обезьянах.

В 1980-х годах была разработана другая методика, при которой стволовые клетки брались из одного эмбриона и помещались в другой. Стволовые клетки являются исходными элементами многоклеточных организмов — они обладают способностью делиться и превращаться в другие типы клеток.

Химеры — организмы, содержащие клетки двух или более особей.