Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD85.56
  • EUR93.26
  • OIL84.85
Поддержите нас English
  • 2816
Новости

Генсек ООН призвал к созданию палестинского государства. Нерешенность этого вопроса связана с комплексом проблем безопасности — востоковед

21 октября в Египте прошел саммит, на котором обсуждались способы решения конфликта Израиля и ХАМАС в секторе Газа. Присутствовавший на нем генсек ООН Антониу Гутерриш призвал к реализации решения по созданию палестинского государства и назвал ответные действия Израиля на террористическую атаку исламистов «коллективным наказанием палестинского народа». В итоговой декларации саммита говорится о том, что его страны-участники осуждают  применение насилия по отношению к мирным гражданам с обеих сторон. Востоковед Руслан Сулейманов рассказал The Insider о том, почему до сих пор не было создано палестинское государство, о возможном будущем сектора Газа после ХАМАС, а также о том, зачем Египет проводил этот мирный саммит.

Почему генсек ООН Антониу Гутерриш говорит о необходимости создания палестинского государства и о том, по какой причине оно не создано до сих пор

Гутерриш и иже с ним международные чиновники так говорят каждый раз, когда происходит очередная эскалация палестино-израильского конфликта, каждый раз, когда политики вспоминают, что нужно решать палестинскую проблему.

Дело в том, что нерешенность палестинского вопроса связана с целым комплексом проблем безопасности. Если мы говорим о позиции государства Израиль — по сути, блокировать реализацию права палестинцев на собственное государство в том виде, в котором это указано в резолюции ООН, — тут уже надо говорить, что для Израиля это именно вопрос безопасности. Палестинцы не едины сами по себе, палестинские политики, палестинские фракции очень разделены. Они очень различаются в своих методах достижения права палестинцев на собственное государство.

Среди прочего, в палестинском движении есть огромное число радикальных группировок, в том числе группировка ХАМАС, которая считает, что государства Израиль не должно существовать, что государство Израиль нужно уничтожить, что с государством Израиль вообще разговаривать нельзя. И поэтому власть еврейского государства считает для себя неприемлемым то, что государство Палестина будет создаваться вот такими радикальными элементами, которые не желают существования государства Израиль. Поэтому продолжается уже много лет вооруженная борьба этих группировок против Израиля.

Израиль отвечает на обстрелы, когда они происходят со стороны сектора Газа, где, собственно, находится группировка ХАМАС, которая захватила власть в секторе Газа силовым путем в 2007 году. И вот сейчас произошла самая крупная эскалация за всю историю конфликта. Каждый раз в прошлом удавалось как-то достичь соглашения о прекращении огня, перемирия. Израиль полагал, что можно в принципе существовать с этим, потому что это отчасти управляемый хаос. Но сейчас Израиль решил для себя закрыть вопрос ХАМАС уже окончательно, то есть полностью уничтожить эту группировку.

Что ждет сектор Газа после вытеснения оттуда ХАМАС

Внутри палестинского движения есть фракции, которые были убеждены, что с Израилем нужно разговаривать, что нужно вести диалог, и вообще дипломатия — это единственный выход. Эта точка зрения была представлена движением ФАТХ в лице Махмуда Аббаса, президента государства Палестина. Но за последние годы он очень сильно себя дискредитировал, это уже довольно престарелый и больной лидер, ему почти под 90 лет.

После того.что совершили боевики ХАМАС в отношении Израиля, дипломатия полностью перечеркнута. Поэтому конфликт откатился на 20, на 30, а то и на 40 лет назад, когда в принципе не было никакой легализованной политической администрации.

Напомню, власть в секторе Газа и на западном берегу реки Иордан была отдана палестинцам с согласия Израиля только в 1994 году в результате переговоров в Вашингтоне и Осло. Идея заключалась в том, что палестинцы могут сами управлять своими территориями, которые они должны получить для своего государства согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН 1947 года.

Мы сейчас находимся в той ситуации, когда Израиль решительно настроен провести военную операцию. Но как я вижу, там пока нет единого мнения относительно того, что будет дальше с этой территорией. Один из вариантов — это создание какой-то специализированной структуры под эгидой ООН. Здесь проводятся параллели, скажем, с Косово в 1999 году, когда специальные международные структуры были направлены в этот регион для того, чтобы там была хоть какая-то власть. Эта идея кажется мне наиболее перспективной сейчас.

Ни Иордании, ни Египту не нужен сектор Газа или Западный берег реки Иордан — это огромная головная боль, это огромное число людей, с которыми нужно справляться. У Египта своих проблем хватает — там тяжелейший экономический кризис, там грядут президентские выборы, где Абдель Фаттаху ас-Сиси нужно переизбраться, а рейтинг его стремительно падает из-за обилия социальных проблем. Мы видим, как та же Иордания и тот же Египет не желают принимать палестинских беженцев, потому что они просто не желают связываться с этой проблемой.

Так или иначе, я думаю, что да, палестинцы будут оставаться в секторе Газа, и, если Израиль начнет наземную военную операцию, очевидно, что там будут жертвы.

Говоря о будущем эксклава после ХАМАС, можно представить себе какое-то совместное управление. Скажем, Израиль и Египет, могут подключиться в формате какого-то совместного контроля над сектором Газа, совместно Иорданией и кем-нибудь еще. Или же, повторюсь, речь может пойти о каком-то международном управлении, когда совершенно нейтральный дипломат не арабского происхождения станет заниматься проблемами сектора Газа (а мы пока говорим только о нем).

С какой целью Египет проводит мирный саммит в нынешней ситуации

Я полагаю, что это действительно чисто имиджевая история. Она направлена даже не столько на внутреннее потребление, сколько вообще на арабский и мусульманский мир в широком смысле. Абдель Фаттаху ас-Сиси нужно сохранить лицо.

Мы видим, как Египет блокирует идею не то, что принятия палестинских беженцев, а даже гуманитарных коридоров, поставок гуманитарных грузов. Это очень болезненный вопрос для Египта, это вопрос безопасности Египта, у которого крайне сложные отношения с ХАМАС. Оно происходит из движения «Братья-мусульмане», которое запрещено в Египте и объявлено террористическим.

Тем не менее, Египет в последние годы играл посредническую роль. Например, в мае 2021 года, когда была крупнейшая до нынешнего времени эскалация, именно Египет обеспечил реализацию соглашения о прекращении огня. Сейчас это сделать гораздо труднее, но тем не менее, Абдель Фаттаху ас-Сиси важно показать, что Египет — один из флагманов арабского мира, Египет — это та страна, которая стремится участвовать в урегулировании конфликта, в реализации права палестинцев на собственное государство, но не более того.

В итоге мы не увидели каких-то прорывных решений. Но Египту было очень важно показать, что он представляет собой ведущую силу, которая озабочена проблемами палестинцев. Потому что на практике Египет не желает принимать палестинских беженцев вообще, и это крайне болезненная тема для египетского руководства.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari