Telegram предоставил возможность российскому мобильному оператору МТС использовать данные об интересах пользователей и некоторые другие данные для рекламного таргетинга. Оператор сообщил о новой партнерской программе с Telegram на своем сайте. По данным Forbes, технически это будет происходить через интеграцию инфраструктуры с помощью одного из партнеров Telegram. Таким образом, мессенджер не передает данные МТС напрямую.
МТС создаст в своем сервисе «МТС Маркетолог» возможность закупки рекламы в Telegram-каналах с использованием тех данных, которые уже есть у оператора, и данных, которые предоставит мессенджер. Таким образом создатель Telegram Павел Дуров нарушил обещание, данное пользователям в 2020 году, когда запускал рекламу в мессенджере. Тогда он сообщил в своем официальном канале, что данные пользователей монетизироваться не будут:
«Мы верим, что сбор личных данных пользователей для таргетирования рекламы, как это делают WhatsApp и Facebook, является аморальным. Нам нравится подход сфокусированных на конфиденциальности сервисов, таких как DuckDuckGo: монетизация сервисов без сбора информации о пользователях. То есть, если мы внедряем рекламные объявления в каналах, они будут контекстными — основанными на тематике канала, а не старгетированные на конкретного пользователя».
Из сообщения МТС следует, что для продажи рекламы могут быть использованы данные о местоположении пользователей вплоть до города, их подписках на отдельные каналы, а также их интересах. Предположительно, Telegram давно создает категории пользователей по интересам — об этом можно судить по тому, что существуют боты, позволяющие узнать интересы отдельного пользователя. Они определяются исходя из того, как долго и на какие каналы подписан пользователь, а также в каких публичных чатах он состоит. Какие конкретно метаданные о пользователях мессенджер передаст мобильному оператору, неизвестно.
«Telegram не передавал никаких данных третьим лицам. Рекламодатели никогда не получают доступа к данным, на основании которых показываются те или иные объявления на платформе. Рекламодатель может передавать нам обезличенный список зашифрованных идентификаторов, основанных на номерах телефонов, но не содержащих сами номера телефонов, чтобы определить круг пользователей, которым будут показываться объявления», — сообщил The Insider представитель Telegram Ричард Берти. Он отметил, что рекламодатели не могут узнать номер телефона или никнейм пользователя Telegram.
Функция Target Audiences позволит сделать таргетинг на аудиторию с кастомными характеристиками из баз данных, собранных рекламодателями на других площадках. Однако мессенджер предупреждает, что законодательство ряда стран может требовать наличие специальных разрешений на такой вид рекламы.
Письмо, полученное The Insider после оригинальной публикации
Сейчас закупать рекламу в Telegram можно напрямую или через реселлеров. При этом, чтобы подать заявку напрямую, нужно иметь бюджет на рекламу от €2 миллионов. В кабинете рекламодателя Telegram в июле 2023 года появилась возможность таргетировать объявления не только на всю аудиторию конкретных каналов, но и на отдельных пользователей, используя зашифрованные данные их номеров телефонов. Такие же функции ранее были уже у Google Ads и других компаний, продающих рекламу на аудиторию из своих пользователей.
Чаще всего для таргетирования рекламы агентства или социальные сети продают анонимизированные и агрегированные данные — то есть рекламодатель, к примеру, не может настроить рекламу на одного человека или семью. Такая практика продиктована как бизнес-интересами, так и требованиями регуляторов во всём мире для того, чтобы обезопасить персональные данные пользователей.
О том, какую информацию о пользователях из Telegram могут получить силовики, читайте в расследовании The Insider.
Обновлено 18 октября: в изначальном заголовке статьи «Telegram передал МТС доступ к метаданным о пользователях для продажи рекламы. Ранее Дуров называл сбор личных данных для таргета ‟аморальным”» содержалась неточность. Добавлено разъяснение представителя Telegram, добавлена информация об интеграции инфраструктуры МТС с одним из партнеров Telegram, добавлена информация о ретаргетинге по номерам телефонов в кабинете Telegram Ads, уточнено, какую информацию о пользователях Telegram получат абоненты сервиса «МТС Маркетолог».
Функция Target Audiences позволит сделать таргетинг на аудиторию с кастомными характеристиками из баз данных, собранных рекламодателями на других площадках. Однако мессенджер предупреждает, что законодательство ряда стран может требовать наличие специальных разрешений на такой вид рекламы.