Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD85.56
  • EUR93.26
  • OIL84.85
Поддержите нас English
  • 923
Новости

Заместители министра обороны Украины ушли в отставку. Эксперты считают, что ведомству нужна консолидация с промышленностью и прозрачность

Кабмин Украины уволил почти всех заместителей министра обороны. Ушли со своих постов, в том числе, Анна Маляр и госсекретарь министерства Константин Ващенко. Это произошло после смены министра — в начале сентября новым главой военного ведомства вместо Алексея Резникова был назначен Рустем Умеров.

«Алексей Резников прошел эти более 550 дней полномасштабной войны. Считаю, что министерство нуждается в новых подходах и других форматах взаимодействия как с военными, так и с обществом в целом», — пояснил это решение президент Украины Владимир Зеленский.

Рустем Умеров — бывший депутат Верховной рады от фракции «Голос» и действующий руководитель Фонда государственного имущества. До этого он был помощником лидера крымскотатарского народа Мустафы Джемилева. Также Умеров входил в состав украинской делегации на переговорах между Россией и Украиной весной 2022 года.

The Insider поговорил о переменах в Минобороны с украинскими военными, бывшими спикерами Генштаба страны и попросил их подвести итоги работы прошлой команды и обрисовать задачи новой. Генерал-лейтенант в отставке Игорь Романенко (бывший замглавы Генштаба ВСУ) отметил, что министерство под руководством Резникова довольно эффективно «прошло достаточно сложный этап, связанный с началом ведения боевых действий и широкоформатной войны». Кроме того, напомнил Романенко, Резников участвовал в попытках переговорных процессов с Россией, а также — в переговорном процессе в Рамштайне.

Вместе с тем Романенко замечает, что Резников «никогда не управлял большим коллективом, особенно таким сложным и тяжелым, как Министерство обороны», поэтому вопросы по направлениям решали его заместители, «они имели свои взгляды, а взгляд должен быть консолидирован, и он должен быть один — это взгляд министра, который тот реализует в соответствии с указаниями верховного главнокомандующего».

«Негатив [из-за коррупционных скандалов] в обществе набрал такой уровень, что стало недопустимым в таком состоянии оставлять важнейшее министерство в государственной структуре во время ведения полномасштабной войны. Поэтому было принято соответствующее решение».

У нового министра Умерова, по мнению Романенко, больше шансов справиться с этой ситуацией, с учетом его прошлого:

«Он проявил себя с очень эффективной стороны в сложнейшей структуре, которую ему предложили, и начал налаживать там соответствующие дела. Насколько видно, у него свой взгляд, но достаточно много представителей пятой колонны в нашем государстве будут делать всё, чтобы сорвать деятельность нового министра с новым министерством. В самом министерстве подготовленные чиновники, но ими надо управлять, их надо контролировать. Можно только пожелать господину Умерову, чтобы у него это получилось, потому что слишком много времени на самореализацию у него нет. У него есть на это несколько месяцев. Так что пожелаем ему успехов и посмотрим, что будет происходить», — сказал Романенко.

Владислав Селезнев, полковник запаса ВСУ и экс-спикер Генштаба (2014–2017 годы), назвал Резникова «самым эффективным министром» за всю историю страны:

«$100 миллиардов военно-технической помощи со стороны наших западных партнеров — это, в первую очередь, заслуга Алексея Резникова и участников его команды. Начиная от поставок Javelin и Stinger и заканчивая системами PATRIOT и F-16 — это все ставят в заслугу министра обороны, который ушел и передал полномочия господину Умерову. Сейчас в рамках подготовки уже 15-го по счету Рамштайна, который состоится в очном составе на уровне министров стран коалиции — это, в первую очередь, заслуга команды ушедшего с должности министра обороны. То что будет 19 сентября в Рамштайне — это смотрины, которые будут на почве договоренностей Алексея Резникова», — подчеркнул он.

Полковник запаса Роман Свитан считает, что на прошлой команде «висела печать непрофессионализма». Но и новый министр с новой командой, по его мнению, профессионализмом не отличаются:

«Министр обороны не имел никакого профильного военного образования и не мог наладить систему обеспечения воюющей армии. Человек с улицы, по большому счету, который должен был выполнять обеспечение армии на сотни миллиардов. И то, что было в прошлой команде, будет и в этой. Я не вижу, чтобы что-то изменилось, — опять поставили человека, далекого от военной тематики. У него нет профильного образования. Посмотрим, кого наберут замами. Даже если они будут военными или бывшими военными, всё равно начальник-то — гражданский. Он не в теме. Это если бы меня поставили начальником хирургического отделения — мы просто угробим людей. Я не вижу никакого прогресса».

Военный эксперт Михаил Самусь полагает, что новому министру «необходимо будет наладить более мощную совместную работу между министерством обороны, министерством стратегической промышленности и министерством цифровой трансформации, которое сейчас является лидером в прорывных военных технологиях»:

«Минобороны должно быть лидером в процессах, которые призваны определять потребности вооруженных сил в сфере военных технологий, вооружения и военной техники. Эти потребности должны синергично обрабатываться и доводиться до министерства стратегической промышленности, министерства цифровой трансформации, для того, чтобы в результате создавались и реализовывались государственные программы по наиболее актуальным направлениям. Например, то же самое промышленное производство FPV-дронов или дальнобойных дронов, или зенитно-ракетных комплексов, которые чрезвычайно важны для Вооруженных сил Украины, для сил обороны, для выполнения ключевых заданий на фронте».

По мнению эксперта, лидерства Минобороны в этих процессах до последнего момента не хватало:

«Минобороны делало что-то свое, что-то свое делало министерство цифровой трансформации, шли какие-то процессы в Министерстве стратегической промышленности, но в этой системе не хватало лидера, который бы задавал тон и указывал направление движения. Причем не в каком-то философском смысле, а в практических вопросах, таких как бюджетирование конкретных госпрограмм или конкретных технических характеристик вооружения и военной техники. Поэтому сейчас логично сформировать команду, которая сможет реализовать эти задачи не только с точки зрения международных направлений, но и с точки зрения синергии между разными игроками в экосистеме разработки и производства вооружения и военной техники и поставки этого ВСУ».

По словам Самуся, новому министру также надо наладить более эффективную работу самого министерства как эффективной системы, прозрачной для демократического гражданского контроля, «чтобы не допускать каких-либо скандалов или даже поводов для скандалов, связанных с коррупцией». И в то же время это должна быть система, которая бы эффективно выполняла задачи по обеспечению ВСУ, убежден эксперт.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari