Силовики провели обыски у адвоката Ирины Гак и общественной защитницы Татьяны Спорышевой. Они защищали Анатолия Березикова — активиста, выступавшего против войны, который погиб в спецприемнике Ростова-на-Дону, вероятнее всего, в результате пыток. В спецприемнике, напомним, заявили, что он убил себя сам.
Накануне, 21 июня, Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о доведении до самоубийства. Однако с обыском силовики пришли к тем, кто защищал Березикова и публично рассказал о пытках и его гибели. О том, как проходили обыски, написала «Медиазона».
До адвоката Ирины Гак издание не смогло дозвониться, ее местонахождение неизвестно. Об обыске рассказала Татьяна Спорышева. По ее словам, силовики пришли к ней в 7:30, сообщили, что они из ФСБ, потребовали открыть, досчитали до пяти и начали бить в дверь кувалдой. В квартиру зашли около десяти человек — четверо в гражданском, двое представились понятыми, остальные были в камуфляже «при полном параде». Все свободно общались друг с другом, обращаясь по именам.
Силовики сообщили Спорышевой, что в ее отношении проходит проверка по сообщениям о призывам к экстремизму, но процессуального статуса у нее нет. Обыск длился около трех часов, в результате силовики по традиции забрали всю технику, требовали разблокировать телефон — рассказала общественная защитница «Медиазоне». В ходе обыска «главный» задавал Спорышевой «душевные» вопросы. Например, говорил, что она занимается «чем-то не тем» и ей надо «завести мужчину».
Спорышева говорит, что запомнила даты, которые были указаны в постановлении о проведении оперативно-разыскных мероприятий — со 2 по 30 июня. По ее мнению, эта бумага была выписана сразу после заседания 31 мая, где Анатолию Березикову назначили его третий административный арест. С него живым он уже не вышел.
Следы от ударов электрошокером. Фото: «Медиазона»
Березикова месяц держали в спецприемнике, постоянно вменяя ему всё новые административные дела о мелком хулиганстве и неповиновении сотруднику полиции. Перед арестом он расклеивал в Ростове-на-Дону листовки украинского проекта «Хочу жить», призывающего российских военных сдаваться в плен. Накануне смерти он рассказал Ирине Гак, что его пытали с применением электрошокера. Он также жаловался на угрозы и на то, что его обещали убить.
Березиков был активистом штаба Алексея Навального в Ростове, участвовал в митингах и был наблюдателем на выборах. Многие ростовчане видели его на велосипеде без майки с табличкой «Путин — вор», сообщал юрист Вадим Кобзев. О том, кто такой Анатолий Березиков, как его пытали и как, предположительно, он погиб, подробнее в материале «Медиазоны» «Они меня убьют». Что известно о гибели противника войны, которого силовики пытали в Ростове‑на‑Дону».