«Аэрофлот» приказал своим сотрудникам реже фиксировать неисправности в салонах самолета из-за нехватки деталей. В результате самолеты могут улетать с серьезными поломками. Об этом пишет «Проект» со ссылкой на документы и источники в компании.
В марте 2022 года все старшие бортпроводники получили письмо от профильного департамента «Аэрофлота». В нем было указание: вносить данные о технических отказах и неисправностях оборудования салона в бортовой журнал (Cabin Log Book, CLB) только после согласования с командиром воздушного судна.
Собеседники издания отмечают, что до начала войны и санкций старшие бортпроводники сами записывали все дефекты в CLB и ставили командира судна перед фактом. «Записывали всё, шанс получить замечание от внезапных инспекторских проверок был велик», — рассказал один из них.
«Когда начались проблемы с полетами и перебои с поставками запчастей, поступил негласный указ. Это была массовая рассылка всем старшим бортпроводникам, которая гласила, что любую поломку, с которой вы столкнетесь за время рейса, вы в CLB не вносите, а устно говорите, что и где не так. Соответственно, если запчасти нет и чтобы борт на бетон не сажать, самолет мог улететь с неисправностью, в том числе достаточно серьезной», — объяснил «Проекту» старший бортпроводник, проработавший в «Аэрофлоте» более 10 лет.
«Техники за словом в карман не лезут. Я к ним приходил и говорил: „Слушай, ну вот это сломалось, я не писал ничего“. Зачастую они отвечали: „Ну и правильно. Все равно этой запчасти нет“», — рассказал бортпроводник.
«Главная цель такого распоряжения — чтобы самолеты не оставались на земле из-за неисправности, которая по документам запрещает судну летать до ее устранения, — рассказал изданию бывший сотрудник „Аэрофлота“. — Раньше, до войны, это правило строго соблюдалось: писали каждую мелочь и все это тут же чинили».
К оборудованию салона, например, относятся кислородные баллоны, используемые в случае разгерметизации или для экстренной медицинской помощи на борту. Один из бортпроводников «Аэрофлота» рассказал изданию, что в 2022 году самолет авиакомпании совершил рейс из ОАЭ в Москву без полного комплекта кислородных баллонов на борту. Это произошло как раз из-за того, что командир воздушного судна ранее счел нецелесообразным делать запись в CLB о нехватке баллонов с последующей задержкой вылета. Проблему указали в бортовом журнале, когда самолет уже прибыл в Шереметьево. «Раньше за нехватку аварийно-спасательного оборудования увольняли сразу же», — отметил собеседник «Проекта».
В туалетах на борту самолетов для смыва используется прибор, который называется «вакуумный генератор», именно он отвечает за работу воздушной «канализации». По правилам производителя, с неисправным генератором можно летать не больше 10 дней. Тем не менее самолет российской авиакомпании летал с неработающим генератором около 6 месяцев. Из-за этого туалеты на борту работали только при достижении полетной высоты свыше 5 км, ниже и на земле содержимое унитаза просто оставалось не смытым. «Из-за санкций логистика этот агрегат не смогла доставить раньше чем через полгода. И получается, что самолет примерно 5-6 месяцев летал незаконно неисправным», — рассказал собеседник «Проекта».
Издание отмечает, что «эта проблема на первый взгляд может выглядеть досадным курьезом, но в такой строго регламентированной отрасли, как гражданская авиация, даже мелкие недочеты нередко приводят к кошмарным последствиям».