Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD91.33
  • EUR98.72
  • OIL83.46
Поддержите нас English
  • 1321
Новости

Европейский бизнес испугался потерять лидерство из-за «зеленого плана» США и потребовал аналога

Европейский бизнес недоволен европейскими властями из-за отсутствия масштабных программ по субсидированию энергетического перехода к «зеленым» технологиям по аналогии с тем, который в настоящий момент реализуют США. Компании полагают, что без аналогичных мер Европа рискует потерять лидерство в этой сфере и стать зависимой от китайских и американских наработок, а местный бизнес лишится конкурентоспособности. Об этом сообщает агентство Bloomberg, корреспонденты которого поучаствовали в нескольких сессиях на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

Например, исполнительный директор шведского производителя грузовиков Volvo Мартин Лундштедт прямо привел в пример действия США и выразил опасения, что без аналогичных мер со стороны европейских властей, местные компании могут лишиться своих конкурентных преимуществ.

«США создают все условия, чтобы ускорить переход от ископаемого топлива к зеленой энергетике. Европе следует черпать вдохновение в подобных программах», — заявил топ-менеджер.

Американский план предполагает субсидирование и инвестиции в развитие проектов в области использования водорода, производства аккумуляторов, а также создания и совершенствования солнечных и ветряных электростанций. План принимался, в первую очередь, в качестве попытки снизить зависимость от Китая и создать конкурентоспособные «зеленые отрасли» в США.

Евросоюз был недоволен американским планом, потому что он ставил европейские компании в уязвимое положение. Европейские и американские политики даже встречались несколько раз, чтобы провести переговоры относительно последствий уже принятого плана, однако Вашингтон отказался вносить принципиальные изменения — США хотят создать максимально сильную и автономную отрасль. Помимо «зеленой энергетики», в план входит создание собственной отрасли производства полупроводников и чипов — это делается, чтобы снизить зависимость от поставок из Китая и Тайваня. Заявленная стоимость плана оценивалась в $370 млрд.

Участника форума в Давосе не ожидали, что создание аналогичных стимулирующих мер на территории всей Европы станет одной из главных тем мероприятия. Но европейские власти уже «заметили» настроения, царящие в бизнес-кругах и пообещали предоставить свой ответ на американский план. Аналитики отмечают, что стартовые позиции у Европы в некоторых направлениях значительно выше, однако местные проекты страдают от недостатка финансирования из-за высокого уровня фрагментации европейского рынка — оперативно найти деньги для перспективного проекта зачастую нелегко, намного сложнее, чем в США.

«Чтобы сохранить привлекательность европейской промышленности, необходимо конкурировать с предложениями и стимулами, которые в настоящее время доступны за пределами Европейского Союза», — заявила в ходе форума председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, заверив, что программы поддержки отрасли готовятся.

Тем не менее, как это достаточно часто бывает в ЕС, многое упирается в интересы национальных государств, многие из которых опасаются, что от программ поддержки выиграют наиболее развитые экономики объединения, а небольшие страны не смогут получить достаточно позитивный экономический эффект. Нет единства и в вопросе того, как будет финансироваться новая программа и какие льготы должны быть предоставлены, о чем публично сказал еврокомиссар по торговле Валдис Домбровскис.

Не находит понимания у ЕС и идея США создавать «зеленый рывок» только «среди союзников», о чем говорила министр финансов США Джанетт Йеллен. Европа полагает, что в мире должно сформироваться четыре центра создания «зеленых технологий» — Европа, США, Китай и Индия — это необходимо для того, чтобы ни одна из сторон не смогла захватить какой-то элемент и манипулировать остальными участниками рынка.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari