Twitter днем 14 декабря заблокировал несколько аккаунтов, отслеживающих перемещения самолетов американских миллиардеров и российских олигархов. Вечером попал под блокировку и аккаунт автора некоторых из этих ботов — 20-летнего студента из Флориды Джека Суини.
Некоторые из Twitter-ботов, созданных Джеком Суини. Как и все остальные, с 14 декабря они заблокированы. Скриншоты: Wayback Machine
После возмущения аудитории Илона Маска ночью 14 декабря аккаунт @ElonJet вернулся к работе онлайн (единственный из всех ботов его автора), а Twitter выпустил разъяснение по поводу блокировки, уточнив, что теперь правила приватности соцсети изменились и она будет удалять данные о «текущем местонахождении» людей, чьи данные были опубликованы. На момент блокировки аккаунтов Джека Суини таких правил в политике Twitter не существовало, к тому же постинг местонахождения людей в ней нередок: например, при репортажах и сообщениях с мест событий, встреч с политиками, а также обычных бытовых ситуаций, когда один пользователь разглашает текущее местоположение другого или своих знакомых. Twitter утверждает, что по-прежнему можно публиковать информацию о месте нахождения других людей, но только не раньше следующего дня (или через 24 часа).
За несколько дней до этого стало известно, что Маск связывался со Суини и предлагал ему $5 тысяч за удаление аккаунта, сохраняющего трекинг перелетов бизнес-джета нового владельца Twitter. А в ноябре Маск признавался, что он «настолько привержен принципам свободы слова, что даже не блокирует аккаунт, который публикует информацию о его самолете». Суини же утверждает в интервью NBC, что ранее после его разъяснений Маск отметил, что контроль над передвижениями воздушного транспорта «примитивен», и сказал, что ему «не нравится идея быть подстреленным какими-то сумасшедшим».
Боты, созданные Суини, публиковали информацию о перелетах Илона Маска и самолетов его компании SpaceX, владельца Amazon Джеффа Безоса, основателя Microsoft Билла Гейтса, корпоративных самолетов других американских компаний (@Corporate_Jets), а также российских государственных самолетов (@PutinJet) и прайвет-джетов российских олигархов (аккаунт @RUOligarchJets). В списке Суини были и государственные самолеты других стран. Бот, настроенный на мониторинг самолета Маска, работал не только в Twitter — он доступен также в Facebook, Instagram, Discord и на других площадках. Заблокированы только аккаунты Суини в Twitter.
Одни из последних записей в аккаунте Джека Суини. По его информации, еще с начала декабря даже без блокировки аккаунт @ElonJet попал в теневой бан. Скриншоты: Wayback Machine
Суини — не единственный программист, настроивший ботов на публикацию информации о перелетах персон и самолетов, имеющих общественную значимость. Несколько лет назад одной из первых подобных масштабных инициатив стали сайт и Twitter-боты сети Dictator Alert, разработанные Эммануэлем Фрейденталем и Франсуа Пиле. Их аккаунты по-прежнему работают онлайн. Аналитики отслеживают не самолеты бизнесменов, а только государственные судна (например, в России у таких самолетов бортовые номера начинаются на «RA-») и только тех стран, которые в рамках их проекта обозначены как диктатуры. В перечне их более 50, в том числе некоторые арабские государства, Китай, Венесуэла, Иран, Беларусь и другие.
В числе прочего Джек Суини добавил к своим ботам примерные расчеты использования топлива разными самолетами и выделенного углекислого газа. Особенно пристальное внимание вызывают в связи с этим самолеты миллиардеров. Так, известно, что Илон Маск очень часто летает на очень короткие дистанции. В августе 2022 года он совершил полет из Сан-Франциско в Сан-Хосе в Калифорнии, занявший 9 минут, — это пять остановок на местном пригородном поезде.
Ни студент из США, ни команда Dictator Alert не используют для своих ботов каких-то секретных данных. Их работа основана на получении информации с передатчиков (транспондеров) ADS-B (Automatic dependent surveillance-broadcast). Такие транспондеры сообщают на землю о своем положении в пространстве раз в несколько минут, погодные и другие данные. Наличие такой станции на самолете и передача информации с него обязательна для всех самолетов и вертолетов в США практически без исключений. В некоторых других государствах — в Евросоюзе, некоторых странах Азии, Канаде — передача сигнала на землю с самолета тоже обязательна, однако даже там, где нет строгого правила, почти все самолеты используют такую технологию, так как она позволяет с большой точностью наблюдать движения самолетов как самим летчикам, так и диспетчерам.
Именно на основе таких данных действуют известные порталы для наблюдения за самолетами — Flightradar24, RadarBox и другие. Эти сервисы коммерческие, а владельцы частных самолетов могут подать запрос на блокировку информации о своих перелетов от подписчиков — для них эта услуга платная. Однако есть также порталы, которые принципиально не ограничивают информацию о перемещениях частных самолетов, среди них OpenSky и ADS-B Exchange. Именно на их основе с использованием собственных алгоритмов обработки данных работали боты Джека Суини. Однако, как он подчеркивал, распространение такой информации по закону не запрещено. Более того, настроить приемник можно самостоятельно и получать с его помощью всю информацию о пролетающих неподалеку самолетах — даже если эти данные заблокированы на популярных сервисах. Именно таким путем когда-то пошел журналист Эммануэль Фрейденталь, установивший для своего проекта Dictator Alert несколько антенн в разных городах Африки, где таких станций гораздо меньше, чем в США и Европе. Страница самолета Илона Маска на ADS-B Exchange по-прежнему доступна всем желающим.