ГУФСИН провела в Екатеринбурге выставку продукции, сделанной заключенными. Как заявили в ведомстве, в колониях активно развиваются производства, которые готовы заместить компании, уходящие с российского рынка. Издание «Областная газета» пишет, что исправительные учреждения подписали контракты на изготовление мебели на 3,5 млн рублей за два дня выставки.
«Колонии вполне могут занять и место IKEA. Если сравнивать мебель — у нас и качество лучше, и цены ниже. Мы не коммерсанты», — отметил начальник отдела трудовой адаптации осужденных ГУФСИН России по Свердловской области Иван Шарков.
Правительство Свердловской области и ГУФСИН планируют создать на Среднем Урале деревообрабатывающий цех по производству листов для изготовления мебели. В каменск-уральской ИК-47 в конце апреля в рамках программы импортозамещения открыли производство стеклопакетов.
Как рассказал начальник пресс-службы ГУФСИН России по Свердловской области Александр Левченко, большая часть мебели, произведенной в колониях, поставляется государственным заказчикам.
«Очень много заказывают органы власти, суды, следственный комитет, служба судебных приставов. Недавно в ИК-10 выполнили большой заказ для свердловской областной прокуратуры. Поставляем мебель для школ, детских садов, домов отдыха, санаториев. Хорошая динамика по муниципальным заказам – за прошлый год заработали на них более полумиллиарда рублей, в том числе 114 млн – на заказах для Свердловской области», – говорит Левченко.
Ранее заключенные неоднократно рассказывали правозащитникам о проблеме использования в колониях по всей стране принудительного и низкооплачиваемого (по сути - бесплатного) труда заключенных. По сути в России до сих пор действует система каторжного труда, условия которого можно приравнять к пыткам. Заключенные работают на швейном производстве, собирают мебель, делают иконы и оружие.
The Insider писал о том, как работают на швейном производстве в женской колонии. Одна из заключенный жаловалась на условия труда в ИК-2 в мордовском поселке Явас. Она рассказала, что администрация поставила задачу: за неделю сшить 600 костюмов для работников РЖД, то есть примерно 120 костюмов в день силами 160-170 заключенных.
В январе основатель Gulagu.net Владимир Осечкин опубликовал разговор с бывшим заключенным исправительной колонии № 7 в Омской области, который рассказал о том, что осужденных вынуждают работать на вредоносном производстве в подпольных цехах, в том числе изготавливая боевое оружие в качестве подарков высокопоставленным силовикам из ФСБ, СКР, ФСИН и прокуратуры. Сам он расписывал боевое оружие, делал на нем поздравительные надписи.
«Максимальная заработная плата рублей 300 в месяц. Но это только раз или два у меня она такая была. Минимальная - 30 рублей. Работали каждый день, в субботу и воскресенье тоже. Не работали только в те моменты, когда приезжала какая-нибудь комиссия», - рассказал бывший заключенный.
По словам бывшего осужденного, в промзоне ИК-7 осуждённые из старого буксира построили яхту надзирающему прокурору.