Проверка в Едином помещении камерного типа № 31 Красноярского края по факту пыток заключенных не выявила никаких нарушений. Следственный комитет отказал в возбуждении уголовных дел. Об этом говорится в ответе местной прокуратуры за подписью прокурора Красноярского края Романа Тютюника. Документ есть в распоряжении The Insider.
Сами пострадавшие никаких официальных ответов после опроса прокуратурой не получали. Как рассказал The Insider один из них, приходившая к нему следовательница заявила, что правозащитники и журналисты лгут, и пыталась склонить его к отказу от жалобы.
«Доводы о неполноте и формальном характере проверки являются несостоятельными, поскольку решение по ее результатам принято в том числе с учетом полученных от [ФИО осужденных, пожелавших сохранить анонимность] объяснений. Информация о пытках осужденных в ЕПКТ ИК-31, приведенная в публикациях интернет-издания The Insider от 06.10.2021, 28.12.2021, также проверялась ранее, в том числе путем опроса осужденных — участников сюжетов, должностных лиц уголовно-исполнительной системы, и своего объективного подтверждения не нашла», — говорится в ответе.
Это второй ответ Красноярской прокуратуры по результатам опроса следователями героев двух публикаций The Insider, в которых приводились свидетельства того, что к заключенным в ЕПКТ-31 уже много лет регулярно применяются пытки. Запросы в прокуратуру направлял «Комитет за гражданские права».
Ранее ГУФСИН по Красноярском краю также сообщало о проведении служебной проверки по факту публикаций, в результате которой никаких нарушений найдено не было.
6 октября 2021 года The Insider опубликовал рассказы бывших заключенных о ЕПКТ ИК-31. Бывший председатель ОНК Красноярского края Валерий Слепуха охарактеризовал это место как экспериментальный пыточный конвейер. «Здесь испытывают пыточные ноу-хау и потом распространяют по всем учреждениям страны», — сказал он.
За все время существования учреждения в нем сменилось несколько начальников, и каждый из них лично участвовал в пытках, говорят бывшие узники. Они также рассказали про женщину-фельдшера, которая появляется, когда истязаемые теряют сознание, измеряет пульс ногой, дает нашатырь, а в более тяжелых случаях — делает инъекции адреналина, ласково называет «малыш». «Жизненно важные органы не задеты — п**дите дальше», — цитировал ее один из собеседников The Insider.
В процессе истязаний заключенные получали увечья. «Мне выворачивали суставы, били шокерами в паховую область, в задний проход. Добили до того, что у меня геморрой вылез, после ЕПКТ мне в 18-й больнице делали операцию», — рассказал один из них.
Перед редкими визитами адвокатов и правозащитников заключенных запугивают, чтобы они ничего не рассказывали. По словам Валерия Слепухи, в случае если заключенный умирает при пытках, его уже мертвым увозят из ЕПКТ в тюремную больницу, подделывают официальные документы и указывают другую причину смерти. The Insider известно как минимум о трех случаях смерти заключенных в результате пыток в учреждении.
В публикации от 28 декабря 2021 года The Insider поименно назвал тех, кто несет ответственность за пытки в ЕПКТ-31, — самых известных начальников учреждения — и привел рассказы пострадавших.
Также в ноябре 2021 года стало известно, что Главное управление Следственного комитета по Красноярскому краю и республике Хакасия проводит проверку по факту смерти в Едином помещении камерного типа № 31 21-летнего Леонида Зеленко, которого нашли повешенным в камере в 2018 году. Ответ от СК о результатах проверки так и не поступил.
Ранее бывшие сокамерники Зеленко рассказали The Insider, что его убили. «Сначала убили Ислама [Магомадова — еще один заключенный, погибший в ЕПКТ], а потом и Леню. В 2018 году его увезли из ИК-17 в ЕПКТ-31 и, насколько мы знаем, там его задушили», — рассказал The Insider один из знакомых Зеленко.