В российско-украинских переговорах предположительно наметились существенные сдвиги. Россия пообещала в разы сократить военную активность на киевском и черниговском направлениях. В свою очередь Украина предложила договориться, что в течение 15 лет они не будут решать вопрос Крыма военным путем. До этого глава Минобороны Сергей Шойгу подтвердил, что Россия пересматривает цели в войне и намерена теперь «сосредоточиться на Донбассе». Опрошенные The Insider политологи сходятся во мнении, что ход России может быть политическим маневром и делать какие-то выводы о возможном перемирии можно будет только после того, как российские войска перестанут бомбить украинские города. Между тем на фронте пока не наблюдается отвода войск, сообщает наш корреспондент.
Основные задачи «специальной военной операции» выполнены, что позволяет сосредоточить усилия на главной цели — освобождении Донбасса, заявил 29 марта министр обороны России Сергей Шойгу, впервые за долгое время появившийся на публике, не считая десятисекундного сомнительного присутствия на видео с заседания Совбеза 24 числа. Слова Шойгу были восприняты как подтверждение того, что Россия пересматривает свои цели в этой войне. На самом деле министр не сказал ничего нового, он лишь дословно повторил заявление начальника Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России Сергея Рудского, который высказался на ту же тему еще 25 марта.
Шойгу: «В целом основные задачи первого этапа операции выполнены. Существенно снижен боевой потенциал украинских Вооруженных сил, что позволяет сосредоточить основное внимание и основные усилия на достижении главной цели — освобождении Донбасса».
Рудской: «Существенно снижен боевой потенциал Вооруженных сил Украины, что позволяет, еще раз подчеркну, сосредоточить основные усилия на достижении главной цели — освобождении Донбасса».
Вскоре после выступления Шойгу замглавы Минобороны России Александр Фомин по итогам российско-украинских переговоров заявил, что «принято решение кардинально сократить военную активность на киевском и черниговском направлениях». Вслед за ним глава российской переговорной группы, бывший министр культуры Владимир Мединский сообщил, что Россия получила предложения украинской стороны о заключении мирного договора и делает два шага навстречу Украине для деэскалации. По его словам, Россия также получила письменные предложения от Украины, подтверждающие ее стремление к нейтральному и безъядерному статусу.
Украинская делегация в свою очередь высказалась о международных гарантиях безопасности для Украины: «Имплементация этого договора будет происходить по следующей процедуре: сначала всеукраинский референдум, затем ратификация в парламентах стран-гарантов и парламенте Украины. По Крыму украинская сторона предлагает зафиксировать позицию Украины и России и проводить переговоры по статусу Крыма и Севастополя в течение 15 лет. В течение этого времени обеим сторонам предлагается не использовать вооруженные силы для решения крымского вопроса. По территориям самопровозглашенных республик — эти вопросы вынесены в отдельный пункт, который будет проговариваться между президентами Украины и России. Все спорные вопросы уже более-менее проговорены», — заявил советник руководителя Офиса президента Михаил Подоляк.
Читатели Telegram-канала RT встретили заявление России негодованием:
Обновлено:
«Мы наблюдаем снятие с фронта первой танковой армии, отвод идет с Киевского, Черниговского, Сумского направлений (которые тоже по сути являются направлениями на Киев). Выводят сначала на территорию России, чтобы затем ввести обратно – на территории сепаратистских республик, с дальнейшей атакой на Изюм, Северодонецк, Лисичанск. Видимо, чтобы как можно быстрее и эффективнее закрыть вопрос Донбасса и Мариуполя», - сообщают аналитики CIT. Большое количество БМД с флагами России и ВДВ было замечено на пути от украинской границы в белорусские Речицу и Гомель, где они были погружены на железнодорожные платформы.
Ранее корреспондент The Insider c места событий сообщал, что на фронте отступления российских войск пока не наблюдается. «Со стороны Беларуси от Ельска до Бреста и на север сейчас идет ротация. В Ельске — в открытую части РФ. Дальше на Запад в белорусских танках сидят российские срочники с шевронами ВСРБ. Причем россиян начали завозить позавчера глубоким вечером», — рассказал он.
О том, что Россия в течение ближайшего времени выведет войска из Киевской и Харьковской областей и перебросит их на Донбасс, Украина и западные эксперты начали говорить еще на прошлой неделе, после заявления Сергея Рудского. »Они поняли, что не получится взять большие города, объявили о завершении первой фазы „спецоперации“ и начале второй — „освобождение Донбасса“. У них теперь три задачи: окружить наши войска в зоне ООС, полностью оккупировать Мариуполь и удержать юг. Если они Херсон потеряют, то обрушится вся их Мариупольская оккупация. И это все... Захвата Киева, Харькова, Одессы не будет», — заявил тогда советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович.
«По словам военных аналитиков, Россия переформулировала свои военные цели на Украине таким образом, чтобы президенту Владимиру Путину было легче претендовать на спасительную победу, несмотря на прискорбную кампанию, в которой его армия потерпела унизительные неудачи», — Reuters.
Политолог Павел Лузин в разговоре с The Insider заявил, что нет никаких оснований доверять словам Шойгу:
«Мы знаем, что изначальные цели войны — это уничтожение украинского государства и установка марионеточного режима, который бы предпринял дальнейшие шаги по интеграции в некое союзное государство. Понятно, что никакое марионеточное правительство невозможно в долгой перспективе, поэтому задача была в том, чтобы поставить под контроль всю территорию Украины или большую ее часть. Если какой-то анклав бы остался в Западной Украине, это бы устроило, наверное. Какие цели стоят сейчас — сложно сказать. Внутри российской власти явно происходит какой-то торг по поводу того, что надо как-то из войны выходить. Шойгу говорит, что он сосредоточится на освобождении Донбасса, а это значит, что он сосредоточится на расширении ДНР и ЛНР до границы Донецкой и Луганской областей. Обычно здесь наступательные действия не объявляются в прямом эфире. Я считаю, что это неправда, скорее всего. Надо смотреть по делам. Бомбардировки ракетами проводятся по всей территории Украины. Если вы сосредотачиваетесь на Донецке и Луганске, зачем бомбить Львов и Луцк? Зачем обстреливать Киев? Почему российские войска в Херсоне? Почему продолжаются бои в Николаевской области? Если фокус операции смещается на конкретную операцию, остальное прекращается, но оно не прекратилось.
У России еще есть возможность для попытки большого второго наступления, чтобы сломить волю к сопротивлению Украины и вынудить ее запросить мир на условиях, которые для России были бы приемлемы. И я не вижу признаков того, что Россия собирается останавливаться.
Захват Донецкой и Луганской областей — это именно захват территорий, и это не приведет к облегчению санкционного бремени. Если так, зачем России ограничивать себя этим? Она получит разоренные территории, из которых уедет все население. И что это даст? Это какие-то глупости.
Может быть, это попытка сохранить хорошую мину при плохой игре и попытка достучаться до Кремля со стороны военных, но пока я бы на это не обращал большого внимания. Это очень хорошо совпадает с очередным раундом переговоров в Стамбуле, и это может быть просто частью психологической тактики изматывания — мол, мы вам обещаем мир, а потом ничего не будет. Это такие психологические качели. Не надо ни во что верить, пока делами это не подтверждено, пока Россия не отводит войска или не перестает бомбить.
Что касается заявлений об уничтожении ВВС и ПВО Украины — тоже спорный вопрос, что-то уничтожено, что-то нет. Если бы российские ВКС завоевали господство в воздухе, они бы, наверное, не несли потери или эти потери были бы минимальны, а не так, что самолеты и вертолеты бьются каждый день. Понятно, что Шойгу не может сказать: „Вы знаете, мы месяц бомбили — не разбомбили“. Понятно, что что-то у Украины остается, но Шойгу это признать не может по политическим соображениям.
Сегодня идут переговоры. Смогут они что-то согласовать? Когда мы увидим результаты, можно будет исходить из реальности. Перестанут бомбить, будем это учитывать. Перестанут бомбить колонны беженцев, будем это учитывать. А эти слова Шойгу — это бред сивой кобылы. Кто такой Шойгу сейчас? Он командующий, что ли? Ничем он не командует, его две недели вообще не видно уже. Он не военный в нормальном понимании, он просто министр, который поставлен контролировать финансовые потоки и лояльность генералитета, вот и все, поэтому слушать его большого смысла я не вижу».
Украинский военный эксперт Олег Жданов заявил The Insider, что слова Шойгу — политический маневр:
«Это маневр, причем больше политический, чем военный. Они возвращаются к первоначальному плану нанесения главного удара по Донбассу и прорыва нашей обороны в зоне операции объединенных сил. Если они добьются на Донбассе успеха, остальное посыплется само собой и Киев будет просто задачей номер два. Поэтому это просто завуалирование или переориентирование основных усилий для достижения первоначальной цели. Надо понимать цель этой всей войны — уничтожение Украины и ликвидация украинской нации. Путин не приемлет наличия государства Украины и украинской нации. Для него есть только русский мир и один народ, и больше ничего нет. Для этого он и затеял эту войну. Как бы они что ни называли, цель все равно одна».
Между тем, по оценкам Пентагона, последние маневры российской армии на востоке Украины свидетельствуют, что захват Донбасса действительно стал приоритетной задачей российского командования. Наиболее активное продвижение наблюдается в Харьковской области. За минувшие выходные российские подразделения преодолели пять километров вглубь территорий юго-восточнее Изюма.
По мнению американских военных, фокус на Донбассе может объясняться тремя целями:
• намерение оцепить части ВСУ в этом районе и помешать их передвижению на другие участки боевых действий;
• приобретение мощного козыря для будущих переговоров;
• общая смена военной стратегии, так как никаких попыток наступать на Киев российскими войсками по-прежнему не предпринимается.
Сейчас, по данным Пентагона, российские войска находятся в 15–20 км от центра Киева северо-западнее столицы и в 55 км от центра города на востоке.
Тем временем украинские военные уже стремятся свести на нет успехи России, поскольку Москва переключает свое внимание на контроль над частью юга и востока страны, пишет The Wall Street Journal. В воскресенье, 27 марта, они заявили, что вытеснили российские войска из Тростянца на северо-востоке недалеко от границы с Россией, потенциально открыв дорогу к городу Сумы, который окружен российской армией. В понедельник Украина сообщила о том, что ее военным удалось восстановить контроль над городом Ирпень в Киевской области. Западные официальные лица видят признаки того, что Россия укрепляет свои позиции, чтобы возобновить наступление, а президент Украины Владимир Зеленский призвал Запад предоставить его армии более тяжелое вооружение, необходимое для борьбы с лучше вооруженными российскими военными, отмечает издание.
Начальник Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилл Буданов заявил в воскресенье, что Путин может попытаться навязать Украине так называемый корейский сценарий, состоящий в разделении оккупированных и неоккупированных регионов.
«После неудач под Киевом и невозможности свергнуть центральную власть Украины Путин уже меняет главные оперативные направления — это юг и восток. Есть основания полагать, что он рассматривает корейский сценарий для Украины. То есть попытается навязать линию разделения между неоккупированными и оккупированными регионами нашей страны. Фактически это попытка создать в Украине Северную и Южную Корею, поскольку проглотить все государство он точно не в силах», — сказал он.
Напомним, что перед началом военного вторжения в Украину Россия также заявляла об отводе войск, оправдывая их присутствие на границе учениями. Еще 15 февраля Сергей Шойгу заверял, что подразделения Западного и Южного военных округов начинают возвращение с учений в свои воинские гарнизоны, а остальные учения якобы завершатся в скором времени. Однако эти заявления оказались ложью, и в ночь на 24 февраля Путин заявил о начале «специальной военной операции», после чего Россия приступила к активным боевым действиям.