Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.27
  • EUR108.56
  • OIL73.64
Поддержите нас English
  • 8838
Новости

«Теперь Путин точно останется после 2024 года», — Дмитрий Гудков о событиях в Казахстане

На фоне непрекращающихся протестов в стране президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев вступил в должность председателя Совета безопасности, сменив на этом посту Нурсултана Назарбаева. Токаев утверждает, что «толпы бандитствующих элементов издеваются над военнослужащими». Политик и экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков рассказал The Insider, что события в Казахстане могут повлиять на планы Кремля по транзиту власти Владимира Путина, а Россию ожидает еще большая реакция, чем сейчас.

Путь Казахстана являлся образцом того, как можно потихоньку сойти со сцены, не растеряв при этом ни власть, ни влияние. Иными словами, Казахстан считался своеобразным цивилизованным транзитом от авторитарного режима к менее авторитарному, сохраняющему определенные гарантии для уходящей элиты. Она могла передать власть по наследству своим родственникам или, скажем, оставить ее «подходящим» преемникам.

Насколько я знаю, именно такой вариант обсуждался в Кремле как один из возможных после будущего транзита власти 2024 года. И Кремль испугало то, что вчера казалось очень надежным, сегодня вдруг развалилось, хотя и рано об этом говорить, почему я и не хочу давать каких-либо критических прогнозов. Мы сейчас не там и не знаем, чем все это закончится – победой условной революции или диктатуры. Все эти действия могут привести к жесткому откату и прессингу относительно оппозиции.

Я сейчас думаю о том, что будет происходить в России. Если гипотетически Путин допускал ситуацию своего возможного ухода после 2024 года, думая, что назначит приемника, которому можно доверять, то сейчас это маловероятно. Решения, которые принимаются в Кремле, не будут объективными с точки зрения здравого смысла. Смотря на события в Казахстане сейчас, путинская элита должна прийти к простому выводу – ничего вечного не бывает, и все железобетонное может рассыпаться, как карточный домик, очень быстро.

Самое лучшее средство от революции и потрясений – это демократия и диалог с обществом. Это разумный вывод разумных людей. Но к сожалению, путинская элита, отправляющая президента в бункер при малейшей опасности, сделает выводы прямо противоположные. Так случилось с Хабаровском и Беларусью. Ответом на протесты стали репрессии, отравление Навального, а потом и вовсе разгром всего протестного движения. На данный момент начали бороться с журналистами, дошли до деятелей культуры.

После Казахстана в России может быть еще более жестокая реакция. Поскольку мы очень схожи с Казахстаном по многим параметрам, все сценарии, кроме пребывания Путина у власти после 2024 года, можно считать фантастикой. Роль силовиков будет возрастать, хотя в Казахстане часть из них и перешла на сторону народа. Но что это значит для Путина? Лишь очередной повод быть еще жестче. Репрессии усилятся и примут непредсказуемый характер, когда решения уже будут приниматься не на уровне генералов, а на уровне самих силовиков. А поскольку репрессии остаются главным социальным лифтом, то этот лифт будет двигаться намного быстрее, внося в нашу реальность все больше диктатуры и страха.

В Казахстане четвертый день не утихают протесты, вызванные резким повышением цен на сжиженный газ. Митинги начались 2 января в Жанаозене, позже жителей города поддержали во многих других населенных пунктах. К вечеру 4 января протесты, на которые люди в большинстве своем выходят с политическими требованиями, охватили большую часть страны.

The Insider следит за происходящим в Казахстане в режиме онлайн.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari