Британский регулятор оштрафовал крупнейший в стране банк HSBC Holdings Plc на 63,9 млн фунтов стерлингов ($85 млн), передает Би-Би-Си. Управление по контролю за соблюдением норм поведения на финансовых рынках (Financial Conduct Authority, FCA) Великобритании посчитало, что банк уделял недостаточно внимания мерам противодействия отмыванию денег в период с 2010 по 2018 год.
«Системы мониторинга транзакций HSBC долгое время не были эффективными, несмотря на то, что несколько раз появлялись соответствующие сигналы, — заявил исполнительный директор в сфере правоприменения FCA Марк Стюарт. — Такие недостатки являются неприемлемыми, и они подвергли банк и общество рискам, которых можно было избежать».
HSBC не оспаривал решение FCA, в связи с чем сумма штрафа была снижена на 30%. Его представитель заверил, что недостатки, выявленные в системах противодействия отмыванию денег банка, были устранены.
В 2012 году HSBC заплатил штраф в $1,9 млрд после расследования, проведенного министерством юстиции США. Оно показало, что руководство банка не помешало отмыванию денег мексиканских наркокартелей. После этого банк согласился находиться под наблюдением регулирующих органов США в течение пяти лет.
«Всемирная прачечная»
17 британских банков, в том числе HSBC, Royal Bank of Scotland, Lloyds, Barclays и Coutts, использовались в течение нескольких лет для отмывания денег, которыми распоряжались люди, связанные с криминальным миром, властями РФ и ФСБ. Об этом свидетельствуют документы, полученные с 2014 по 2017 год Центром по исследованию коррупции и оргпреступности (OCCRP) и «Новой газетой».
Согласно полученным данным, за период с 2010 по 2014 год из России было выведено по меньшей мере $20 млрд, но сумма может достигать и $80 млрд, считают эксперты. В схему были вовлечены около 500 человек, среди которых олигархи, московские банкиры и люди, работающие в ФСБ или близких к ней структурам, а также банкиры в Молдавии и Латвии. Кроме того, уголовные дела были возбуждены в отношении 16 молдавских судей, сообщал OCCRP со ссылкой на прокуратуру.
В международную схему были вовлечены 19 российских банков, включая Русский земельный банк (РЗБ), членом совета директоров которого был двоюродный брат Владимира Путина Игорь Путин. РЗБ лишился лицензии в марте 2014 года за нарушения антиотмывочного законодательства и сомнительные сделки в крупных объемах. По данным следователей, через счета в РЗБ было переведено около $9,7 млрд на счета молдавского Moldindconbank, а затем денежные средства были переведены в Trasta komercbanka в Риге. Одним из крупных акционеров РЗБ также был банкир Александр Григорьев. Источники сообщили OCCRP, что он был связан с ФСБ.
Схема перевода денег с востока на запад была раскрыта в 2014 году. Первоначально OCCRP назвал ее «российской прачечной». Согласно этой схеме, две фирмы делали вид, будто занимают друг у друга деньги, причем гарантом выданного кредита выступала российская компания. Затем одна из подставных фирм «объявляла дефолт» по кредиту. После этого суд в Молдавии признавал долг подлинным, что позволяло российской компании перевести деньги на счет в Молдавии, а оттуда — в Латвию, которая входит в Евросоюз.
В полученных OCCRP документах содержится подробная информация примерно о 70 тысяч банковских операций, из которых 1920 прошли через британские банки и 373 – через американские.
Согласно данным, через британские банки и офисы иностранных банков в Лондоне было переведно $738,1 млн в ходе сделок, «вероятно, с участием криминальных денег из Москвы», отмечала The Guardian. Большая часть денег, по данным газеты, была проведена через HSBC — $545,3 млн, в основном через филиал в Гонконге. Через Royal Bank of Scotland, на 71% принадлежащий британскому правительству, прошло $113,1 млн, через Coutts, принадлежащий RBS, — $32,8 млн, в основном через офис в Цюрихе. Также транзакции осуществлялись через Standard Chartered ($28,6 млн), UBS ($7,8 млн), Barclays ($2,5 млн) и ING ($2,4 млн).
Через американские банки было переведено более $63,7 млн, в том числе через Citibank ($37 млн) и Bank of America ($14 млн).
В схеме по отмыванию денег также участвовали британские компании Seabon Ltd., ликвидированная в 2016 году, и Ronida Invest.