Депутат Госдумы от «Единой России» Мария Бутина, бывшая помощница члена Таганской ОПГ, зампреда Центробанка России и экс-сенатора Александра Торшина, заявила, что в России необходимо разработать стандарт игрушек, которыми играют дети в детских садах. Бутина уже изучает российские ГОСТы об игрушках, а также международный опыт. Об этом она рассказала Znak.com.
Бутина опубликовала в своем Telegram-канале пост, в котором отметила, что в России нет стандартов развивающих игрушек для детских садов, в то время как есть стандарты, например, для школьных учебников. Для примера Бутина опубликовала картинку с двумя куклами — первую изготовили на фабрике «Весна», вторая — темнокожая Barbie с розовыми волосами.
«А теперь серьезно. <…> Как бы через пару-тройку лет не обнаружилось, что наши детки растут на совсем не наших куклах и берут с них пример. Может, пора задуматься?», — задалась вопросом Бутина.
«Я уже давно прорабатываю этот вопрос. Когда я ездила по детским садам Кировской области, то родители говорили, что их тоже беспокоит [какими игрушками играют их дети]. Пока нет конкретной инициативы, но я не исключаю ее появления. Я изучаю эту тему, буду работать с Минпросвещения, потому что это общегосударственный вопрос, и противников здесь быть не может. Я как женщина и педагог по образованию понимаю, что будущее наших детей зависит от их становления в первые годы жизни», — рассказала Мария Бутина Znak.com.
26 октября 2019 года Мария Бутина, отбывавшая наказание в США по обвинению в незаконной лоббистской деятельности, вернулась в Россию. Ее задержали летом 2018 года по подозрению в сговоре с целью работы агентом иностранного государства. По версии обвинения, она пыталась установить связи с американскими консерваторами. Бутина признала, что ее деятельность курировал российский чиновник — бывший сенатор и заместитель председателя ЦБ Александр Торшин.
Как следовало из предъявленного обвинения ФБР, она и Торшин получили одобрение представителя «администрации президента России» на свой проект по налаживанию теневого канала связи между Кремлем и республиканцами. Установление контакта происходило через ассоциацию NRA, и, возможно, через нее Россия также финансировала президентскую кампанию Дональда Трампа.
В процессе расследования дела Бутиной ФБР запросила данные о Торшине у испанских правоохранительных органов. 21 августа 2013 года — когда операция по внедрению Бутиной в NRA еще только замышлялась — Торшин должен был прилететь на Майорку на день рождения к своему другу и соратнику Александру Романову. В отеле и в аэропорту его уже ждали испанские полицейские, чтобы арестовать по делу об отмывании денег Таганской преступной группировкой. Однако в последний момент Торшин передумал лететь. В испанской полиции уверены: Торшина предупредила российская прокуратура, которой испанцы посылали запросы о Торшине и Таганской ОПГ.
Романов же все-таки был задержан в декабре 2013 года и осужден на 3 года 9 месяцев за отмывание денег и подделку документов, а также приговорен к штрафу в €4,244 млн (с приговором Областного суда Балеарских островов, Испания, от 26 мая 2016 года, ознакомился The Insider). Доказанным суд счел эпизод отмывания денег от рейдерского захвата методом вложения их в покупку гостиницы Mar y Pins в Пальме-де-Майорке под видом фиктивного «займа». Гостиница в итоге была конфискована в пользу государства и продана на аукционе в 2017 году после вступления приговора в силу.
Романов познакомился с Торшиным еще в 1995 году, когда работал в Центробанке, — зампред Торшин был его начальником. Таганская ОПГ образовалась еще в конце 80-х годов и базировалась в центре Москвы, имея в своем распоряжении около сотни «штыков». Первоначальный капитал она сколотила на краже машин и поставке наркотиков, затем начала «крышевать» коммерсантов. В 2000-е годы основной деятельностью группировки стали рейдерские захваты.
В документах следствия в Испании, с которыми ознакомился The Insider, есть личная карточка Торшина (фото, телефон, принадлежность к ОПГ, связи). 12 страниц конкретизации обвинения непосредственно Торшину, файл расшифровки перехваченных телефонных разговоров самого Торшина с Романовым, либо между Романовым и другими фигурантами дела, где они обсуждают руководящие указания Торшина, а также документы, относящиеся к Таганской ОПГ и уголовному делу Александра Романова.