Бывший замначальника СИЗО-3 в Ачинске Евгений Мартынов назначен директором местной школы №11. Заключенные этого изолятора заявляли о пытках и унизительных условиях содержания, пишет «Тайга.Инфо».
К своим обязанностям Мартынов приступит 9 ноября. В учреждениях ФСИН Мартынов работает с 1994 года: сперва он занимал должность младшего инспектора, позже стал оперативным уполномоченным СИЗО-3. С 2010 года работал в должности замначальника этого изолятора.
С июля 2019 года он занимает должность директора Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Западный».
Журналисты «Тайга.Инфо» изучили иски о пытках и унизительных условиях содержания в СИЗО-3. Им удалось найти данные за 2014-2021 годы.
Один из исков подал Александр Суворов, который попал в СИЗО-3 1 ноября 2019 года. Он был нездоров и сразу сообщил об острых болях, а также необходимости регулярно справлять нужду из-за заболевания. Это уведомление оставили без внимания. Администрация учреждения заставляла заключенного гулять каждый день «не менее часа», что сказывалось на его состоянии.
В июле 2020 года Суворова отправили в карцер за «нарушение распорядка дня». 8 июля у него не срабатывала кнопка вызова сотрудника, громко стучать в дверь тоже не помогло. Тогда заключенный смог отключить камеру, чтобы кто-то сразу же пришел. После этого его отправили в камеру динамического наблюдения (КДН), объяснения не помогли.
«В КДН все поверхности оббиты толстой резиной, отсутствует окно, на всех поверхностях имеются следы конденсата, сырость. Санузел представляет собой треугольный вырез в резине, вокруг которого постоянно находится какая-то жидкость, присутствует зловонный запах, имеются насекомые, — рассказывал Суворов суду. — Спальное место представляет собой выступ в конце камеры примерно метр от пола, также оббито резиной и окрашено половой краской. Вода включается только сотрудниками с внешней стороны камеры».
Суворову пришлось три дня спать на голой резине. После этого ему принесли матрас, одеяло и подушку, постельного белья не выдали. 9 июля он снова попытался привлечь внимание сотрудников и заклеил камеру кашей. За это его привязали к деревянному щиту и положили посреди камеры. Причиной, по словам сотрудников СИЗО-3, стали жалобы Суворова и обращения в суд.
«Находясь в КДН в таком положении он был вынужден справить свою «нужду под себя», — говорится в решении суда. — 8 дней в КДН он находился без одежды совершенно нагим, при этом за ним наблюдали по видеонаблюдению сотрудники противоположного пола».
Суворов просил компенсацию морального вреда в размере 300 тысяч рублей, но в октябре 2020 года отказался от иска, и дело было прекращено.
Еще один заключенный Евгений Блинов, который содержался в этом изоляторе еще при Мартынове в 2014 году, рассказал в иске, что в шести камерах СИЗО-3 не было туалетов, вместо них заключенным предлагали пользоваться пластиковыми ведрами. Тазов для личного пользования не было, одежду и постельное заключенные стирали сами в раковине, здесь же и сушили, поэтому в камерах при существующей антисанитарии была еще и влажность.
Журналисты отмечают, что только в 2020—2021 году Ачинский городской суд рассмотрел с десяток исков, касавшихся условий содержания заключенных в СИЗО-3.
Ранее The Insider писал и о других случаях пыток в учреждениях ФСИН Красноярского края. В красноярском поселке Индустриальный на территории колонии №31 находится так называемое Единое помещение камерного типа, куда со всего Красноярского края привозят нарушивших условия распорядка осужденных. Ежегодно туда попадает до 200 человек. Почти все они подвергаются пыткам. По сути ЕПКТ-31 — настоящий пыточный конвейер, который функционирует по меньшей мере с начала нулевых. The Insider поговорил с бывшими заключенными, побывавшими в ЕПКТ-31 в период с 2017 по 2020 год.