Розничные продажи водки в первой половине года составили 344 литра — это на 4% ниже, чем за аналогичный период 2020 года и на 3%, чем в 2019-м. Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные рейтингового агентства НРА.
Еще более заметное падение продаж водки — почти на 8% по сравнению с январем-июнем 2019 года — зафиксировала исследовательская компания GfK, которая отслеживает покупки около 20 тысяч домохозяйств по всей стране.
О снижении спроса на напиток заявили и ритейлеры. Сеть продуктовых магазинов «Азбука вкуса» отмечает, что за полгода продажи водки в натуральном выражении снизились на 11% по сравнению с 2020 годом. К январю-июню 2019 года они упали на 1,6%.
Падение спроса на водку — долгосрочная тенденция, указали в GfK. Доля домохозяйств, покупающих водку, снижается начиная с 2016 года. В этом году доля семей, хотя бы один раз купивших водку за полгода, составила 32%. До пандемии, в 2019 году, этот показатель составлял 35%. Среднее потребление алкоголя на семью осталось неизменным — почти 6,5 литра в год.
По данным аналитиков НРА, в прошлом году продажи водки поддержала пандемия: в первом полугодии было продано 360 млн литров против 357 млн за аналогичный период 2019 года. Агентство не ожидает роста продаж водки на внутреннем рынке в ближайшие годы. Учитывая стабильность потребления напитка и демографическую структуру, в 2021 году розничные продажи водки могут снизиться до 732 млн литров, а к 2024-му — опуститься до 720 млн литров.
На снижение спроса влияют меры госрегулирования — высокие акцизы, ограничение торговли и рекламы в Сети. Кроме того, на потребление водки влияет рост числа людей, которые следуют принципам здорового образа жизни (ЗОЖ), указали эксперты. Из-за этого сокращается потребление крепкого спиртного, но развивается культура потребления вина.
В декабре прошлого года проект «Трезвая Россия» выпустил доклад, из которого выяснилось, что алкоголь употребляют более 85% трудоспособных россиян. По данным экспертов, 70% смертей в этой группе связаны с алкоголизмом. Наиболее популярными напитками стали пиво (8,5 млрд литров в год) и водка (1 млрд литров).
По итогам 2020 года потребление водки в стране выросло на 2% — до 4,9 литров. Больше всего пьют, по данным ЦИФРы, на Сахалине (12,4 литров в год), в Магаданской области (11,6 литров), а также республике Коми и Чукотке. Эксперты прогнозировали, что в 2021 году цены на водку могут вырасти в пределах 15%. Сейчас она продаётся в среднем по 294 рубля за бутылку объёмом 0,5 литра.