Игорь Сечин попросил Владимира Путина разрешить компании экспортировать свой газ в Европу. Чтобы не нарушать монополию «Газпрома», «Роснефть» готова работать с компанием по агентскому соглашению. В качестве аргументов в пользу решения Сечин приводит увеличение федерального бюджета, помощь в заполнении «Северного потока 2» и возможное снятие ограничений с газопровода со стороны Брюсселя.
Партнер Rusenergy Михаил Крутихин объяснил The Insider, что соглашение о комиссии между «Газпромом» и «Роснефтью» не поможет обойти европейские законы, а для реализации предложения Сечина придется лишить «Газпром» монополии на рынке экспорта.
Эта история довольно долгая - всем известно, что в свое время были предложения по слиянию «Роснефти» с «Газпромом» с созданием колоссальной государственной нефтегазовой монополии-империи. По многим сведениям, за этим стоял как раз Игорь Иванович Сечин. Подобные нынешним предложения от «Роснефти» были и по газопроводу «Сибирь», чтобы поставлять газ в Китай.
В данном случае Сечин просто пытается воспользоваться моментом - угрозой того, что «Северный поток 2» не будет полностью эксплуатироваться, а также тем, что, по европейским законам, половина его мощностей должна принадлежать третьим поставщикам. Под этими предлогами Сечин хочет организовать себе часть экспортного газового бизнеса.
Чтобы осуществить задуманное Сечиным, нужно отменить или пересмотреть закон об экспорте газа, который делает «Газпром» монополистом трубопроводного бизнеса, либо организовать поставки газа через «Газпром» на каких-то комиссионных условиях. Проблема в том, что поставки газа через «Газпром» на условиях комиссии будут означать, что в трубе «Северного потока 2» будет газ «Газпрома», пусть и принятый на комиссию у других поставщиков. Это все равно останется нарушением европейских норм, и вероятность такого решения не очень велика.
Теоретически обойти европейские законы можно, если отменить в России закон об экспорте газа. Раз этот газ принадлежит какой-то другой компании, то у нее будет возможность на равных условиях с «Газпромом» в полной мере пользоваться мощностями труб, и не только «Северного потока 2», но и других газопроводов, которые ведут на экспорт. И тогда это коснется не только «Роснефти», но и других поставщиков, у которых ест газ. Практически все российские нефтяные компании располагают газом и хотели бы его экспортировать. Это будет означать конкуренцию на рынках Европы между газом «Газпрома» и других российских поставщиков. Вот этого «Газпром» старается не допустить.
У «Газпрома» большие запасы, но и запасы других компаний, которые в таком случае могут быть экспортированы, очень существенны. Не надо забывать, что ранее «Роснефть» даже заключила соглашение с компанией BP о поставках газа из России, если для этого возникнут какие-то условия. Так что для такого газа даже уже существуют контракты.
Пока я скептически настроен к тому, что российский закон об экспорте может быть отменен. Но ситуация с «Северным потоком 2» складывается так, что что-то все равно придется делать, если в Европе комиссионный газ признают газом, принадлежащим «Газпрому».