Двух американских чиновников, которые работают в Германии, поместили под наблюдение врачей из-за появления у них симптомов так называемого «гаванского синдрома». Об этом сообщает The Wall Street Journal.
Газета подчеркивает, что речь идет о первых случаях в стране НАТО, в которой размещены американские войска и ядерное оружие.
«Некоторые пострадавшие — сотрудники разведки или дипломаты, работающие по вопросам, связанным с Россией — это экспорт газа, кибербезопасность или политическое взаимодействие», — цитирует издание американские дипломатические источники.
По словам собеседников газеты, аналогичные случаи отмечаются у американцев, работающих и в других европейских странах. Детали не раскрываются.
Напомним, США расследуют череду таинственных атак с возможным применением неизвестного звукового оружия против американских дипломатов начиная с 2016 года, когда странный инцидент произошел на Кубе. Как заявлял Государственный департамент, многие американские чиновники в Гаване вернулись в США после появления странных проблем со здоровьем. В ведомстве отказались вдаваться в подробности о характере «множества физических симптомов», которые появились у дипломатов, работавших на Кубе. Associated Press со ссылкой на источники сообщило, что пять дипломатов подверглись серьезной потере слуха в результате использования тайного звукового оружия.
Куба решительно отрицает свою роль в любых нападениях на иностранных должностных лиц. США расследуют возможность того, что нападения были совершены другой страной, включая Россию, поскольку первые атаки произошли в конце 2016 года, когда Вашингтон обвинил Москву во вмешательстве в выборы.
Подобный случай произошел в 2017 году в Москве с агентом ЦРУ Марком Полимеропулосом, писал GQ. Он вспоминал, что почувствовал себя так, будто его «сейчас вырвет и он упадет в обморок одновременно».
Полимеропулос прибыл в Москву для работы после того, как власти США начали расследование о вмешательствах Москвы в американские выборы, на которых победил Трамп. По словам офицера ЦРУ, эта поездка была согласована с российским посольством в Вашингтоне (хотя оно и считало ее нежелательной), и в ходе нее были запланированы встречи с руководством ФСБ и ЦРУ. Официальная часть визита была не очень увлекательной — по его воспоминаниям, встреча в ФСБ была «невероятно скучной», а встреча в СВР быстро переросла в ожесточенные взаимные обвинения. Офицеры СВР прямо заявили Полимеропулосу и его коллеге, что не хотели, чтобы они приезжали в Москву, и не понимают, почему они приехали. «Тебе здесь не рады», — вспоминал Полимеропулос обращенные к себе слова.
За два дня до окончания поездки Полимеропулос и его коллеги ужинали в московском ресторане «Пушкин», когда он внезапно почувствовал, что «комната начала кружиться, нахлынула волна тошноты, а сам он внезапно стал мокрым от пота». Американец едва добрался до своего гостиничного номера, где, отменив все встречи, оставался до конца поездки, не имея возможности двигаться. Полимеропулос был вынужден закончить поездку досрочно и вернуться в США, практически «не помня, как добрался до самолета». После нескольких недель относительно нормальной жизни, он начал чувствовать сильное и болезненное «давление, которое началось в затылке и распространилось вперед к лицу». Он подумал, что это может быть инфекция носовых пазух, но обследование ничего не выявило, а курс антибиотиков не облегчил боль. К нему вернулось головокружение и тошнота, ушах снова зазвенело, а его «мозг был окутан густым туманом». Позже у него настолько упало зрение, что он больше не мог водить машину.
Позже ему поставили диагноз — «затылочная невралгия», это состояние, возникающее в результате повреждения двух нервов, идущих от основания черепа к передней части головы. Симтомы Полимеропулоса очень похожи на симптомы дипломатов, пострадавших на Кубе.
В сентябре 2018 года исследовательница и врач Беатрис Голомб опубликовала статью, в которой объяснила травмы американских дипломатов действием направленного микроволнового излучения. Она связала то, что стало известно как эффект Фрея (использование микроволн для создания ложного ощущения звука) с тем фактом, что некоторые, хотя и не все, дипломаты в Гаване сообщали, что слышали шум, похожий на тот, что был описан Алланом Фреем. Эта интерпретация также могла бы объяснить постоянные мигрени Полимеропулоса. «Травма головного мозга может быть предрасполагающим фактором для… [микроволновой] травмы», — писала она. То есть такие люди, как Полимеропулос, которые получали травмы при взрывах в зонах боевых действий на Ближнем Востоке, могут быть особенно уязвимы для травм головного мозга от направленного микроволнового оружия. Впрочем, не все специалисты по воздействию микроволн на человека согласны с тем, что этот тип излучения мог бы привести к подобным симптомам.
Впервые на микроволны как оружие обратили внимание еще во время холодной войны, когда в 1960-х годах правительство США обнаружило, что американское посольство в Москве облучалось микроволнами. Это открытие привело к созданию сверхсекретного проекта «Пандора» для выяснения последствий воздействия подобного излучения. В то время существовали опасения, что это может быть попыткой создания контроля над разумом, однако в конечном итоге был сделан вывод о более прозаичной цели облучения — прослушке.