Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.51
  • EUR98.91
  • OIL88.23
Поддержите нас English
  • 2654
Новости

«Человек, который пережил такое, — наполовину мертв». Правозащитники представили доклад о нарушениях прав человека во время войны в Сирии

Российские правозащитники представили первый доклад о нарушениях прав человека во время войны в Сирии. Авторы доклада задокументировали нарушения прав человека за 10 лет боевых действий.

«Из-за непрекращающегося кровопролития и невозможности восстановить справедливость в отношении пострадавших исключительно важно, чтобы российское общество знало о грубейших нарушениях прав человека, которые происходят в течение последнего десятилетия в Сирии в том числе при попустительстве, а с 2015 года и при участии России», - говорится в докладе.

Как заявили правозащитники, доклад «раскрывает беспрецедентный масштаб нарушений, военных преступлений и преступлений против человечности».

«Руководство России объясняло свое вмешательство в 2015 году необходимостью бороться с международным терроризмом, особенно с так называемым «Исламским государством» («Даиш», организация запрещена в РФ). Однако уже после первых российских военных операций в Сирии стало понятно, что одна из главных целей, которые преследовало российское руководство в этой кампании, — помощь Башару Асаду в возвращении потерянных территорий и удержание дружественного Москве режима от падения», - отмечают авторы доклада.

«Российская политическая и финансовая помощь Асаду началась еще до прямого вступления РФ в войну в 2015 году. С самого начала конфликта Россия стала для Асада могущественным союзником в ООН: ее первое вето по сирийской резолюции Совета Безопасности ООН было наложено в октябре 2011 года, чтобы заблокировать осуждение грубых нарушений прав человека. С тех пор Россия уже 16 раз воспользовалась своим правом вето в Совете Безопасности ООН, чтобы не допустить принятия мер в связи с нарушениями сирийскими властями норм международного гуманитарного права», - пишут правозащитники.

По мнению авторов доклада, российское общество недостаточно информировано о конфликте, в котором Россия играет ключевую роль: «Для большинства жителей России главным источником новостей о Сирии являются государственные СМИ, а они в основном рассказывают о страданиях мирного населения от действий террористов и антиправительственных вооруженных групп оппозиции, но при этом молчат о военных преступлениях и вопиющих систематических нарушениях прав человека, которые совершает сирийское правительство».

Правозащитники отмечают, что права человека в Сирии нарушаются не только правительством страны, группами вооруженной оппозиции и местными террористическими организациями, но и вооруженными силами России и международной коалицией во главе с США. На пресс-конференции, посвященной докладу, председатель ПЦ Мемориал Олег Орлов отметил, что сейчас к ответственности привлекаются лишь террористы, тогда как остальные причастные к военным преступлениям пока не предстали перед судом.

Основные виды задокументированных злоупотреблений включают в себя произвольные задержания, пытки и насильственные исчезновения; нарушения норм международного права в ходе военных операций; использование оружия неизбирательного действия и запрещенных видов оружия; применение блокад и голода как метода ведения войны.

По словам правозащитников, в проведенных интервью и изученных документах четко прослеживаются систематические неизбирательные и целенаправленные нападения, которые невозможно связать с наличием какой-либо военной цели. Многие очевидцы настаивали, что в большинстве случаев удары наносились по жилым районам, расположенным далеко от всех военных объектов.

«Врач из Кусейра рассказал нашей группе: «Когда увеличилось количество обстрелов, появилось много раненых детей и женщин. К середине 2012 года уже и самолеты стали бомбить, Кусейр тогда взяли в полную блокаду. <...> Ранения стали тяжелее: и от самолетов, и от разрушенных домов. Много [пациентов] было с ампутацией. Многим мы даже не могли помочь. <…> Был случай: танковый снаряд убил пятерых детей, которые играли на улице. Такое происходило каждый день».

«Правозащитные организации документировали применение запрещенных видов оружия с самого начала войны: предполагаемое использование зарина и хлора войсками сирийского правительства зафиксировано как минимум в 2013-м, 2016-м и 2017 годах; предполагаемое применение иприта негосударственными субъектами в 2015–2016 годах; применение зажигательного оружия коалицией во главе с США в 2017 году; предполагаемое использование бочковых бомб и кассетных боеприпасов сирийскими вооруженными силами и российско-сирийской коалицией», - говорится в докладе.

Правозащитники пишут, что в течение всего конфликта сирийское правительство и его союзники прибегали к незаконным блокадам — лишению граждан доступа к медикаментам, продуктам питания, чтобы принудить их сдаться. По словам члена правозащитного центра «Мемориал» Екатерины Сокирянской, около 1,5 млн сирийцев пережили длительные блокады.

Сокирянская цитирует девушку из поселка Ярмук около Дамаска: «Люди были в панике. Не описать их состояния. Дети были без обуви, голодные, просто какие-то привидения. Полный кризис. Люди хотели есть. Мы заходили в дома тех, кто их покинул, мы искали еду. Мы начали в помойках рыться, это было ужасно. Представьте, вы идете по улице, а там люди от голода падают в обморок. Я помню, люди стояли перед магазинами и просто смотрели на картинки еды. <…> Мы стали есть собак и кошек. Я съела кошку. Ее звали София. Я никогда-никогда не смогу этого забыть».

«Одна из двух сестер-студенток из университета Алеппо, которых задержали в 2014 году в самом учебном заведении, рассказала нашей группе, что они провели три месяца в одном из отделов органов безопасности. По ее словам, самой младшей из узниц в этом отделе было семнадцать лет, самой старшей — восемьдесят. Женщин содержали в двух маленьких камерах, где им приходилось спать по очереди из-за тесноты. Со временем открыли еще одну — большую. Всего их было около семидесяти женщин. Мужских камер было пять — четыре маленькие и одна большая. Членов одной семьи распределяли по разным камерам, их с сестрой тоже разделили. Свидетельница периодически слышала крики своей сестры во время пыток и однажды пересеклась с ней в коридоре. Вид сестры ее ужаснул — она не могла самостоятельно передвигаться, а лицо и тело было покрыто следами от пыток и побоев. Другая немолодая женщина, учительница по профессии, родила преждевременно во время допроса с избиениями. Сначала они услышали плач новорожденного, который резко оборвался. Потом истошный крик матери: «Зачем вы убили моего ребенка?!» Эту женщину свидетельница больше никогда не видела в живых. Она продолжала рассказ: «Я не могу забыть звонок, который предшествовал пыткам. Был такой звон. После него кого-то из нас забирали на мучения. Это ожидание наводило ужас. Когда слышишь, как кого-то избивают, — такое же мучительное ожидание, ведь следующим можешь оказаться ты. Человек, который пережил такое, — он уже наполовину мертв».

Исследование опирается на более чем 150 интервью со свидетелями и пострадавшими сирийцами, которые бежали от войны в Ливан, Иорданию, Турцию, Германию, Бельгию, Нидерланды и Россию. Все случаи нарушения прав человека, которые описали очевидцы, подкрепляются материалами ООН и международных неправительственных организаций, а также сирийскими правозащитниками и экспертами.

«Уже после официального вступления России в 2015 году в сирийский конфликт он унес тысячи жизней мирных сирийцев, разрушил десятки городов и сел, покалечил тысячи детей и превратил в беженцев сотни тысяч семей», — говорят авторы доклада.

«Свидетель из пригорода Дамаска Дарайя рассказал нам: «У сирийского режима сразу поменялась тактика: танки стали действовать под прикрытием российских самолетов. И если раньше режим не старался уничтожать все подчистую, то теперь начались бомбардировки [c воздуха]. И это было эффективно. Режим восстанавливал контроль над территорией Дарайи с каждым днем все больше. Но мирных [жителей] становилось все меньше и меньше, они прятались… Помню случай, когда семья из девяти человек собралась уехать в Муадамию, и по ним попала бочковая бомба. Военные действия стали все более дикие и продолжались до августа 2016-го. В августе 2016-го режим предложил мирным жителям и остаткам вооруженной оппозиции уйти из Дарайи».

Доклад подготовлен ПЦ «Мемориал», Комитетом «Гражданское содействие», юристом организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александром Горбачевым и Молодежным правозащитным движением. Трансляция пресс-конференции велась на YouTube-канале правозащитного центра «Мемориал»

В январе 2021 года исполнилось 10 лет со времени первых — изначально мирных — протестов против режима Башара Асада в Сирийской Арабской Республике. В сентябре 2021 года исполнится шесть лет с официального вступления российских вооруженных сил в сирийский конфликт.



Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari