Валютные депозиты физических лиц в Беларуси сократились примерно с $7,5 млрд на начало года до $6,5 млрд на 1 сентября. В июле отток составил $55,3 млн и примерно 113,6 млн белорусских рублей. В разговоре с The Insider белорусский экономист Леонид Фридкин отметил, что кредит, который Путин пообещал Лукашенко, как раз покрыл бы сумму, на которую сократились золотовалютные резервы Беларуси в августе.
Значительная часть этого спада пришла именно на август — около 600 млн вывели со счетов именно в августе.
Это в значительной мере связано с событиями не только после выборов, но и с предвыборной ситуацией, потому что многих события в Белгазпромбанке напугали очень сильно. Следующие события заставляют людей снимать наличные и больше полагаться на стеклянные банки с закручивающейся крышкой.
По итогам сегодняшней встречи Путин пообещал Лукашенко кредит на 1,5 млрд. По совершенно случайному совпадению это та примерно сумма, на которую сократились золотовалютные резервы Беларуси в августе. Это позволит, если это деньги будут получены, восстановить золотовалютные резервы, а может быть, и просто рассчитаться с Россией за газ и еще за что—нибудь.
По некоторым оценкам, задолженность за газ превышает 300 млн. Это позволит как—то удержаться на плаву в течение месяца. На градус протеста это никак не повлияет, поскольку ситуация здесь абсолютно не связана с экономикой, тут чисто политический аспект.
Таким образом получается, что эта поддержка носит достаточно краткосрочный характер. Через месяц придется опять возвращаться к тем же проблемам. Кроме того, есть еще одно обстоятельство: обещанная сумма и полученная — это две большие разницы.
В последние годы неоднократно были случаи, когда Беларуси были обещаны и российские государственные кредиты, и кредиты Евразийского банка развития, но в связи с какими—то обстоятельствами эти деньги были частично не получены в связи с невыполнением Беларусью определенных обязательств.
Поскольку даже приблизительно невозможно сказать, на каких условиях обещан этот кредит, то и о том, в каких суммах он будет получен, мы тоже можем только гадать. Опять—таки совершенно случайно всего месяц назад российский Минфин выносил решение о том, что Беларусь вместе с Венесуэлой и еще какой—то приятной страной помещаются в список рисковой группы заемщиков, выдача кредитов которым является довольно опасным делом. Сейчас, видимо, случилось что—то такое, что позволило обойти это решение. Так что можно готовиться к тому, что Россия потеряет еще 1,5 млрд.