В администрации президента обсуждают вопрос об использовании на выборах ряда норм, которые действовали во время голосования по поправкам к Конституции. В частности, речь идет об отмене «дня тишины» и запрете на публикацию экзитполов до закрытия избирательных участков. Также предлагается назначать наблюдателей только через Общественную палату. Руководитель отдела мониторинга выборов ассоциации «Голос» Андрей Бузин поделился с The Insider своими опасениями в связи с этими мерами.
Инициаторам прошедшего голосования понравилось, что произошло — голосование растянули на семь дней, люди голосовали и в избирательных участках, и вне помещения голосовали, и были даже экзотические виды голосования, например, досрочное на дому, придомовых территориях и так далее. Им понравилось, как это происходило и понравился результат - он был довольно неожиданным. Такого результата, что 53% проголосовали до дня голосования, никогда не было нигде, за исключением редких муниципальных выборов. Поскольку во время досрочного голосования был достигнут тот результат, который был нужен организаторам, то у будущих организаторов выборов появился большой соблазн такие же способы применить. Конечно, это никакого отношения к реальному волеизъявлению избирателей не имеет, это не соответствует нормам и стандартам выявления общественного мнения, которые существуют в российском и международных избирательных законодательствах.
Второе их желание, насколько я понимаю, связано с передачей возможности назначения наблюдателя Общественной палате. Наблюдатели от ОП идеологически незаинтересованы. Они вообще мало интересуются выборами, также как и подавляющее большинство членов избирательных комиссий. В связи с этим они обычно плохо понимают, что происходит при голосовании и подсчете голосов и на что надо обращать внимание. Общественные палаты - это имитация общественного контроля, и не только на выборах. Это те самые квазиобщественные органы, которые нужны государству для имитации общественных объединений.
Третье усовершенствование — распространить экзитполы, разрешить их публикацию вплоть до дня голосования. Даже не экзитполов, а социологических опросов. Это тоже с моей точки зрения мера неправильная по той причине, что социологические опросы влияют на волю избирателей и именно поэтому они были раньше запрещены за пять дней до дня голосования. Это прекрасно понимали те, кто предлагали запретить общественные опросы. А то, что у нас «нужные» общественные опросы будут пропагандироваться через СМИ — это не секрет, потому что СМИ государственные. Это тоже будет неправильная мера.
Единственная правильная мера с моей точки зрения — это разрешение агитации до дня голосования. Во многих странах разрешена агитация и в день голосования, но у меня есть сильное подозрение, что как раз эту единственную меру, которая может как-то в положительную сторону повлиять, не примут. У нас агитация идет как правило под видом информирования, а разрешение в день голосования приведет к тому, что будет много индивидуальных агитаций, одиночные пикеты и так далее, которые могут не в ту сторону повлиять, в которую организаторы выборов хотят. У меня сильное подозрение в том, что как раз эту меру не примут.