Неделя после вступления в силу поправок к Конституции началась с волны репрессий против российских граждан. Задержан журналист Иван Сафронов, на психологическую экспертизу отправлен издатель «Медиазоны» Петр Верзилов, заведено новое дело на ЛГБТ-активистку Юлию Цветкову. Кроме того, на этой неделе силовики активизировались с обысками у людей, которые высказывались против действующей власти. The Insider собрал в один материал информацию обо всех обысках, которые прошли на этой неделе в домах и офисах активистов.
7 июля
Обыск у Таисии Бекбулатовой после ареста Ивана Сафронова
7 июля в Москве силовики пришли с обыском в квартиру главного редактора журнала «Холод» Таисии Бекбулатовой. Знакомые не могли связаться с ней в течение нескольких часов.
«К квартире журналистки подъехал адвокат „Агоры“ Николай Васильев, он видел, как туда зашли два человека в штатском, сказавшие кому-то, что „адвокат пришел“. Но в квартиру защитника не пускали», — рассказал глава «Агоры» Павел Чиков. Он добавил, что пока не известно, с чем связан обыск, однако, «судя по публикациям в социальных сетях, Бекбулатова близко знакома с задержанным сегодня утром журналистом Иваном Сафроновым».
Бывший журналист «Ведомостей» и «Коммерсанта» Иван Сафронов, занимающий пост советника главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, был задержан утром 7 июля. Позже стало известно, что ФСБ РФ возбудила в отношении Сафронова уголовное дело по статье «Госизмена».
Читайте также: «Все, кто пишет на тему обороны и безопасности РФ, рискуют сесть за госизмену» — юристы и коллеги Ивана Сафронова о его задержании.
8 июля
7 обысков у Петра Верзилова
8 июля издатель «Медиазоны» Петр Верзилов сообщил, что следователи везут его на седьмой за последние 18 дней обыск. «Так. Хотите повеселиться? После окончания моего шестого обыска — едем сейчас со следователями особо важного управления СК на седьмой обыск в — внимание! — ту же квартиру, которую обыскивали весь вечер вчера», — написал он.
7 июля стало известно, что Верзилову предъявлено обвинение в неуведомлении о наличии второго гражданства. «Особенно невероятно, что дело о неуведомлении о канадском паспорте объединено с делом о массовых беспорядках 27 июля 2019 года и причинении насилию сотрудникам полиции. Уровень абсурда и китча рвет датчики — весь СК спустили на меня», — отметил Верзилов.
Следственный комитет России намерен запретить издателю «Медиазоны» Петру Верзилову выезжать за границу.
21 июня сотрудники СК выломали дверь в квартиру Верзилова и увезли на допрос по «московскому делу». Следователи допрашивали его как свидетеля, при этом назвав организатором «массовых беспорядков» в Москве 27 июля 2019 года.
9 июля
Обыск у Юлии Галяминой
9 июля в Москве сотрудники правоохранительных органов пришли с обысками к муниципальному депутату Юлии Галяминой. «Ну вот и началось. У меня обыск. Меня дома нет. Там только сын. Он не хотел открывать, но полиция пригрозила взломать дверь», — написала она в Telegram-канале.
Полиция не пускала к нему адвоката Михаила Бирюкова.
Формальная причина обыска — дело ЮКОСа 2003 года. «У меня продолжается обыск по делу ЮКОСа. Ну а реальные причины, думаю, всем ясны. Это наша кампания „НЕТ!“ и акция, назначенная на 15 июля», — отметила Галямина.
В ходе обыска забрали всю технику, старые телефоны, компьютер сына. Найденные в столе 20 тысяч рублей, которые Галямина отложила на празднование годовщины свадьбы, забирать не стали.
Обыск у Сергея Простакова
У шеф-редактора «МБХ-медиа» Сергея Простакова обыск начался утром 9 июля. «Ко мне пришли в 6:30 утра от Следственного комитета. Начали проводить обыск. Изъяли всю технику, некоторые документы, и все карты. В общем-то уже традиционный набор утренних приключений для русских журналистов», — рассказал Простаков. Обыск шел 4,5 часа, адвоката во время обыска к Простакову не пускали.
Простаков находится в статусе свидетеля по третьему делу ЮКОСа. «Мне было 15 лет, когда Михаила Борисовича закрывали»
У соседа Простакова по квартире также изъяли всю технику. Силовики не пускали адвоката, объясняя, что «никто не находится в статусе подозреваемого [по делу ЮКОСа]».
Обыск у Татьяны Усмановой
У координатора «Открытой России» Татьяны Усмановой провели два обыска.
Как рассказала Усманова, во время первого обыска у нее изъяли два компьютера, телефон, все кредитные карточки, а также блокноты с записями. «То есть изъяли всю бумагу, на которой было хоть что-то написано. Все, что было дома», — рассказала она.
После этого ее повезли на второй обыск в квартиру матери, где она прописана, но не живет уже 15 лет.
Обыск у Ольги Горелик
Обыск также проходит дома у координатора «Открытой России» Ольги Горелик. После обыска ее повезли в офис «Открытой России». По словам ее мужа, он длится уже более 11 часов.
Мою жену Олю уже 11 часов обыскивают по «делу ЮКОСа» (на момент событий дела она ходила в 6-й класс школы). Сначала обыск дома у ее родителей, теперь в офисе «Открытой России». Какая-то фантастическая ублюдочность, у меня просто нет слов, только тупая злость.
— Константин Янкаускас (@jankauskas_k) July 9, 2020
Формальный повод обысков у Усмановой, Горелик и Простакова — дело ЮКОСа 2003 года, однако реальной их причиной может быть заявка на митинг 15 июля на Пушкинской площади, которую на прошлой неделе в мэрию Москвы подали участники кампании «НЕТ!». Об этом сообщил «МБХ медиа» пресс-секретарь «Открытой России» Константин Фомин.
Обыск в офисе «МБХ-медиа»
Силовики пришли с обыском в редакцию «МБХ медиа».
Позже туда привезли шеф-редактора издания Сергея Простакова, у которого утром 9 июля также прошел обыск. По данным сотрудников, в офисе нет техники.
Обыск у Алексея Прянишникова в Томске
9 июля в 8:30 прошел обыск в Томске — у координатора «Правозащиты Открытки» Алексея Прянишникова.
Изъяли всю технику, включая планшет сына, а также документы. Адвоката Андрея Миллера так и не допустили. После обыска Прянишникова повезли на допрос. Адвокат теперь находится вместе с ним.