Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 170
Новости

"Останется один крупный игрок и монополизирует рынок" — экоэксперт об ужесточении условий лицензирования работы с отходами

Минприроды предложило упорядочить правила выдачи лицензий на сбор, обработку, обезвреживание, транспортировку и хранение отходов I–IV класса опасности. Среди прочего, компания-оператор должна будет иметь собственный парк техники для вывоза отходов. Координатор токсической программы Гринпис России, координатор проекта «Ноль отходов» Дмитрий Нестеров в разговоре с The Insider сказал, что важно проследить, чтобы эти изменения не уничтожили мелких операторов.

Я считаю, что эти меры в целом оправданы, потому что на рынке были серьезные проблемы, когда на рынок приходили региональные операторы, и у них не было машин. С одной стороны, эти правила могут еще больше монополизировать рынок, потому что по тем параметрам, которые сейчас есть, получается, что будет работать одна крупная компания-монополист. С одной стороны, это монополизация рынка, а с другой стороны — это крупная компания, имеющая большие мощности. Получается, будет действовать один крупный игрок. «Ростех» довольно давно стал оператором, и никаких подвижек в этой области давно не происходило. То, что сейчас делает правительство, — логично. Если сейчас «Ростех» выполнит все требования, озвученные Минприроды, то он и будет работать с опасными отходами.

Я надеюсь, что эти изменения позволят сделать этот рынок более официальным и понять, какие утилизационные мощности есть в стране, какие виды отходов они готовы принимать и так далее. Не сказать, что эти требования избыточны. Они правильные местами, я только боюсь, как бы не было монополизации рынка, потому что, когда нет конкуренции, качество услуг может страдать, особенно в России.

В предложениях также сказано, что «запретят захоранивать полезные компоненты, которые можно использовать». Это интересный момент. Как они будут это отслеживать? Я так понимаю, что у нас в стране планируется строительство пяти мусоросжигательных заводов, которые точно будут построены в рамках «зеленого тарифа» и которые будут заниматься выработкой энергии. Сложно сказать, как это будет исполняться, потому вроде написано, что «компаниям и индивидуальным предпринимателям, получившим такие лицензии будет запрещено использовать мобильное оборудование по сбору и вывозу отходов на других проектах, а полезные компоненты, которые можно использовать, вторсырье, запретят складировать на полигонах или сжигать». Вопрос в том, как это будет исполняться.

Если процедура будет прозрачная, понятная — то это один вопрос. Если это все сделано для того, чтобы в очередной раз монополизировать рынок под какого-то конкретного игрока — это совсем другое дело. Например, пятый класс отходов, наверное, все-таки стоит оставить для небольших компаний, поскольку понятно, что в одном городе или регионе могут работать несколько таких компаний, которые занимаются только сбором вторсырья.

Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин сам ранее заявлял, что эти планы о создании федерального оператора могут противоречить интересам малого бизнеса и антимонопольного законодательства. Посмотрим. Для работы с опасными отходами в России есть смысл привлекать именно федерального игрока. У нас в стране есть несколько предприятий по утилизации опасных отходов. Главное, чтобы это все работало как единый механизм. Например, есть у нас предприятие по переработке батареек в Челябинске, и важно, чтобы это современные заводы и предприятия, которые сейчас есть, не были ущемлены изменениями. Чтобы не было так, что «Ростех» начинает работать с опасными отходами, и в дальнейшем выключаются из игры все остальные предприятия.

Монополизация в России зачастую так и происходит — приходит крупный оператор, убирает всех игроков с рынка в своем регионе и начинает работать один.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari