Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.27
  • EUR108.56
  • OIL73.47
Поддержите нас English
  • 23788
Новости

"Это постановление ставит жирный крест на конституционном праве собираться мирно". Илья Шаблинский о предписании КС проводить митинги только в гайд-парках

Конституционный суд России вынес постановление, согласно которому публичные мероприятия должны проходить исключительно в специально отведенных для этого местах — гайд-парках. «Проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований в других местах, даже если они не отнесены к тем, где федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации запрещено проведение публичных мероприятий, должно быть обусловлено объективными причинами», — отмечается в решении. По мнению суда, «объективные причины» должны свидетельствовать «о невозможности организации конкретного публичного мероприятия в специально отведенных (приспособленных) местах». Доктор юридических наук Илья Шаблинский в разговоре с The Insider отметил, что теперь суды легко будут ссылаться на это постановление, признавая любые отказы административных органов в проведении митингов и демонстраций законными. 

Это крайне неприятная новость, позволяющая думать, что Конституционный суд уже на ходу перестраивается, принимает новую роль, которая предполагает стремление угодить во всем административным органам. До сих пор Конституционный суд давал своим гражданам право защищать свои собрания, давал некоторые инструменты для этого. Это постановление позволяет ставить жирный крест на конституционном праве собираться мирно. Действительно, закон позволяет властям постепенно сводить это право к тому, чтобы граждане могли собираться только в специально предусмотренных местах, резервациях, в промзонах, лесных массивах и так далее. Конституционный суд впервые признал эту практику конституционной и это означает, что суды теперь легко будут ссылаться на это постановление, признавая любые отказы административных органов в проведении митингов и демонстраций законными. Административные органы ссылаться на это не будут, им плевать — отказывают и отказывают, а суды будут.

Это решение окончательное и обжалованию не подлежит. Основания для обращения в ЕСПЧ по этому поводу, конечно, будут в связи с конкретными отказами конкретных судов в связи с заявлениями о заявках на проведение конкретных акций и публичных мероприятий. Европейский суд в любом случае опирается на национальное законодательство — он сначала рассматривает как национальное законодательство это регулирует. В некоторых случаях Европейский суд может указывать, что действующий национальный закон противоречит Конвенции о правах человека от 1950-го года. Но так бывало в наших случаях по российским жалобам крайне редко. В основном Европейский суд признавал, что права граждан нарушены, но нарушены и российские законы.Таких случаев было немного, когда Европейский суд говорил, что сама норма закона противоречит Конвенции.  У нас есть такая норма в законах о митингах, которая позволяет административным органам требовать от заявителей проводить их только в специально предназначенных местах. Для этого выбирают самые неудобные пространства.

В общем, это противоречит Конвенции и сути самого права. Конституционный суд еще не оценивал эту норму, он в целом скорее помогал гражданам. И вот это первый случай, когда он откровенно решается сужать право. Это радикальное сужение, его полное выхолащивание. Вам могут повелеть собраться где-нибудь на кладбище домашних животных. Вот примут местные органы власти такое решение — и все. Конституционный суд впервые себя так показал. Он перестраивается.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari