Власти обсуждают возможность ограничения зарплат топ-менеджеров госкомпаний и госкорпораций. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, знакомые с ходом обсуждения в Белом доме, в правительстве разрабатывается идея установить потолок вознаграждения на уровне трех минимальных заработков премьер-министра, то есть не более 30 млн рублей в год.
Исключения будут возможны только по индивидуальному решению президента.
Как утверждает один из источников издания, инициатива обсуждается в правительстве с марта в аппарате первого вице-премьера Андрея Белоусова. По словам другого источника, речь идет о специальной рабочей группе под руководством главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко.
По данным издания, для глав коммерческих госкомпаний и компаний, где Россия не является единственным акционером, в качестве KPI будет выступать динамика выручки, чистой прибыли и рыночной стоимости компании. Для некоммерческих будут утверждены отраслевые KPI.
Газета напоминает, что Россия контролирует или владеет крупными долями более чем в 40 компаниях, большинство из них — 34 — стратегические и включены в перечень № 91-р от 2003 года. Сколько топ-менеджеры могут потерять в случае введения новых правил, оценить сложно: уровень их заработка в основном не раскрывается, а в отчетностях компаний указывается лишь общий размер выплат руководящему персоналу. Но в большинстве случаев размер вознаграждений явно превышает 30 млн рублей в год.
Например, «Роснефть» в 2019 году потратила на выплаты правлению 3,57 млрд рублей, «Газпром» — 1,5 млрд рублей, ОАО РЖД — 2,7 млрд рублей (включая трехлетнее вознаграждение), «Транснефть» (правление и совет директоров) — 2,34 млрд рублей, «Аэрофлот» (правление и совет директоров) — 2,138 млрд рублей, наименьшие расходы на правление у «Россетей» — 273 млн рублей.
Попытки ввести регулирование для зарплат топ-менеджеров госкомпаний уже предпринимались, отмечает «Коммерсантъ». В частности, предлагалось привязать их к уровню вознаграждения президента, но идеи не были приняты.
Сейчас регулируются зарплаты глав Пенсионного фонда, Фонда соцстрахования и Фонда обязательного медстрахования — их месячное вознаграждение не может превышать 10 среднемесячных зарплат работников этих организаций.
Эксперты издания полагают, что для госкомпаний, конкурирующих на рынке — например, для «Газпрома» и «Роснефти», эта инициатива вредна, поскольку регулирование сверху может разрушить их стоимость и нарушить права других акционеров.