Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.26
  • EUR99.71
  • OIL87.19
Поддержите нас English
  • 12630
Новости

"Преподавателю платят ни за что, а мы пишем кучу работ" — студенты требуют снизить стоимость обучения в период самоизоляции

Студенты начали просить пересчитать стоимость учебы из-за перехода в онлайн на фоне пандемии коронавируса и режима самоизоляции. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что говорить о снижении платы за дистанционное обучение в вузе можно только в том случае, если качество образования существенно ухудшилось. The Insider поговорил со студентами платных отделений российских вузов, чтобы узнать, поменялось ли качество преподавания с переходом на удаленный режим.

Алиса, 3 курс журфака МГУ

Мне кажется, образование очень ухудшилось, потому что у нас не проводят половину семинаров. Либо проводят, но при этом задают очень много. Нам каждый из преподавателей дает большие проекты, и никто не успевает их сделать. Семинары по французскому – это единственные семинары, которые проводятся так же, как и раньше.

Моя одногруппница задала вопрос декану факультета Елене Вартановой: «Почему некоторые преподаватели не проводят семинары? Должны ли они это делать?» Она сказала, что все должны. То есть преподавателю платят деньги ни за что, он просто сейчас сидит дома и ничего не делает. Это обидно, потому что мы заплатили за этот семестр очень немаленькие деньги, а я сижу сейчас и сама пишу кучу работ. При этом нет доступа к печатным учебникам, потому что нет доступа к библиотекам. Я, допустим, не могу написать курсовую, в которой мне нужны советские газеты, потому что я не могу приехать в библиотеку, а онлайн их нигде нет.

Мне бы хотелось больше семинаров онлайн, но никто их не делает. Жаль тех ребят, которые в этом году выпускаются, потому что Вартанова сказала: «Если у вас сломается компьютер или оборвется связь во время экзамена, вы будете сдавать его осенью». Человек 4 года учился, ждал, когда сдаст экзамены, и тут ему говорят, что он осенью должен пересдавать экзамены в обязательном порядке. Это и нечестно, и некрасиво.

Виктория, 3 курс инженерной академии РУДН

У нас и до введения режима самоизоляции был сайт, где якобы все преподаватели должны были размещать лекции и другие материалы, но им пользовались единицы, сейчас же там опубликовано все подряд. Помимо моего курса и направления, мне показывают абсолютно другие предметы, которых у меня никогда не было. И в то же время, не все нужные мне предметы и задания я могу там найти, кто-то просто туда ничего не выкладывает.

Есть еще второй ресурс, туда тоже некоторые преподаватели выкладывают домашнее задание, и очень трудно ориентироваться, потому что одно на первом сайте, другое на втором, голова кругом идет.

Что касается загруженности, я просто умираю, будто у меня сессия затянулась на все время учебы. Видимо, преподаватели настолько боятся проверок, что закидывают нас домашними заданиями, что я сижу с утра до ночи делаю, а меньше их не становится.

Какую-то часть заданий говорят во время видеоуроков, но есть ребята, которые заперты сейчас в общаге, у них максимально плохой интернет, и они просто не могут присутствовать нормально на всех парах (половины из которых, кстати, нет, семинары почти не проводятся). Кроме того, есть люди, как я, помимо меня, учится младший брат, который так же сидит за компьютером целыми днями на уроках, есть мама, которая работает дистанционно, так что порой интернет просто не выдерживает, вылетает, и я могу что-то упустить.

Есть у нас преподаватель сириец, он ведет сейчас компьютерную программу Revit, тупо читает с листочка лекции и требует от нас чего-то нереального, хотя говорит на ломанном русском и толком не может ничего адекватно объяснить. По расписанию у нас официально 2 пары раз в 2 недели (т.е. 2 раза в месяц), но он решил, что мы должны посещать его пары каждую неделю. Сейчас это доходит до чего-то просто возмутительного, мы сидим с 11 утра где-то до 15:30, каждый понедельник по 4,5 часа! К концу семестра, думаю, все ослепнут и получат искривление позвоночников.

Я уже 2 года пытаюсь перевестись на бюджетное отделение, получила только несчастную скидку на 1 семестр в размере 10 тысяч рублей. За что мои родители сейчас платят деньги, я не понимаю вообще.

Яна, 4 курс филологического факультета РАНХиГС

У нас качество образования не понизилось, я же учусь на филологии, поэтому наши пары просто проходят в обсуждении всяких книг и статей. Переход на онлайн-обучение никак не помешало этому. Я на 4 курсе, поэтому к нам уже относятся довольно лояльно, домашнее задание уже почти не задают, тесты дают легкие. Все преподаватели без всяких проблем перешли в Zoom, никто не тупил, некоторые даже сразу купили подписку, чтобы нас не выбрасывало каждые 40 минут. В других программах мы не работали, разве что работы писали в Word.

Сейчас у меня уже не идут пары, я пишу диплом. И благодаря карантину я теперь в любое время могу связаться с научным руководителем, хотя раньше нужно было 500 сообщений писать, чтобы мы встретились и что-то обсудили.

Так что я могу сказать, что конкретно на филологии ничего не испортилось, все проходит отлично. А что касается других факультетов, я тоже не вижу особо возмущений с их стороны. Да, часто бывает, что пары скучные, но преподаватели обычно не обращают внимание, если студент отключает камеру.

Наш набор филологов был в принципе первым в институте, мы — пробный набор. Поэтому нам дали скидку, и в год мы платили 176 тысяч рублей, сейчас младшие курсы филологов платят больше 200 тысяч рублей.  Я не уверена, что стоимость без скидки была бы оправдана. С такой скидкой меня все устраивало: и преподаватели у нас замечательные (мы с ними на протяжении трех лет в хороших отношениях, можем к любому обратиться за помощью), и в принципе программа довольно интересная, я получала удовольствие от большинства пар. Я бы не хотела платить больше, потому что по сути, у нас была только теория и совсем мало практики. Я не могу сказать, что смогу работать даже редактором после выпуска. Получается, что мы платили просто за участие в кружке по интересам. Ну и конечно жалко потраченных денег конкретно за этот семестр, мало того, что мы в принципе намного меньше учимся, так еще и карантин ввели, поэтому жалко, что платим мы столько же, сколько и за другие семестры.

Влад, 1 курс экономического факультета КубГУ

Если смотреть с технической точки зрения, то качество образования ухудшилось. Плохое качество связи у одногруппников и преподавателей, посредственные гарнитуры. Часто с нашей стороны и со стороны преподавателей возникают какие-то технические проблемы, что отнимает время от пары. До куратора по курсовой работе не мог достучаться на портале ВУЗа неделю.

Если говорить о самом преподавании, то есть несколько нюансов. Отдачу от преподавателя и его предмета получить через экран в полной мере невозможно. Лекции по некоторым предметам записаны заранее, обратную связь по ним получить сложно или невозможно. Посмотрел — и вперед делать домашнее задание, а на физкультуре мы решали кроссворд. Время, потраченное на бесполезный кроссворд, я мог потратить на ту же элементарную разминку и пару упражнений.

Единственный плюс в том, что можно учиться дома, я не особо люблю куда-то выходить.Мне кажется, что можно было бы сделать небольшой пересчет или небольшую скидку на следующий год обучения. Суть очного обучения в живом общении с преподавателями, в возможности задать ему все свои вопросы. А тут получается что-то между очной и заочной формой обучения, ты дома, но на лекции ты ходишь, при этом процесс обучения предоставлен не в той полной мере, в которой ты получал его предыдущие полгода.

Дмитрий, 3 курс истфака ВШЭ

Многие преподаватели и сами не рады дистанционному обучению и отпускают нас раньше. Кроме ме того,  по некоторым предметам мы просто делаем домашнее задание, пишем рефераты, вместо того, чтобы заниматься на семинарах. Нет обсуждения, у нас пропали многие лекции, некоторые преподаватели в силу возраста просто не проводят лекции. Стоимость обучения сейчас не оправдана вообще, по сути у нас учеба во вторник, среду и субботу, причем суббота и среда — только испанский язык.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari