Белый дом намерен инициировать создание новой международной коалиции для давления на Иран под предлогом его причастности к атаке на объекты саудовской нефтяной компании Saudi Aramco. Об этом сообщает The Wall Street Journal и другие американские издания со ссылкой на источники в администрации Трампа. По их информации, Трамп выступает против прямой военной агрессии против Ирана, однако готов оказать вооруженную поддержку Саудовской Аравии, если королевство решится на конфликт.
Какие инструменты давления на Иран остались у западной коалиции и насколько вероятна новая война в Персидском заливе, The Insider рассказала политолог, иранист Каринэ Геворгян.
Из инструментов, которые остались в запасе у международной коалиции для давления на Иран, можно назвать лишь пару. Во-первых, добиться того, чтобы Тегерану было отказано в праве на провод судов через Ормузский пролив. Сейчас танкеры и другие суда через него проводят преимущественно иранские лоцманы, а их флот обеспечивает безопасность - на этом Исламская республика очень серьезно зарабатывает, поскольку это один из ключевых нефтяных путей. Во-вторых, можно предположить, что европейцы помнутся-помнутся, да и заморозят для Ирана систему взаимных расчетов и кредитную линию на 15 млрд евро, которую они открыли.
Другие инструменты давления международного сообщества на Иран сейчас сложно даже придумать, настолько жесткие санкции уже действуют в отношении Тегерана. При этом способность США провести хотя бы одну из перечисленных выше мер через Генассамблею ООН вызывает очень большие сомнения, потому что обязательные документы, которые принимает эта организация, должны пройти через Совбез. А в Совбезе на недоказанные обвинения подобного рода в адрес Ирана негативно реагируют Россия и Китай, который, кстати, только что совершенно серьезно заявил о намерении вложить в экономику Исламской республики $280 млрд.
Вряд ли Пекин и Москва проголосуют highly likely за новые ограничения в адрес Ирана в Совбезе ООН.
Все обвинения в адрес Тегерана сейчас строятся на том постулате, что едва ли кто-то иной мог совершить подобную атаку на саудовские нефтяные объекты, а это совсем не является доказательством. Можно сколько угодно повторять этот постулат, но веса обвинениям это не придаст. Нужно также понимать, что против лишения Ирана права на провод судов через Ормузский пролив выступает Оман (сейчас проводкой судов занимются две эти страны) и некоторые другие государства Персидского залива, например, Объединенные Арабские Эмираты. Иран хорошо справляется с принятой задачей, у них есть и собственная школа лоцманов, и большой практический опыт организации навигации в этой акватории, которая совсем непроста.
Дальнейшие санкции против Ирана, которые США готовятся принять в одностороннем порядке <на этой неделе Дональд Трамп поручил министру финансов США Стивену Мнучину ввести новые санкции против Ирана - The Insider>, тоже едва ли можно назвать угрожающим Тегерану фактором. Американская администрация может расширить свой черный список иранских компаний, но эту попытку надавить на исламскую республику едва ли можно назвать серьезной. На фоне всего уже использованного США арсенала санкций выглядеть это будет довольно жалко.
Есть один любопытный нюанс, который может даже шокировать: после атаки на нефтяные объекты сама Саудовская Аравия через третьи страны обратилась к Ирану с просьбой продать ей бензин. Дело в том, что создавшаяся ситуация привела к сбоям в работе саудовских НПЗ, и Эр-Рияд столкнулся с нехваткой бензина. И пусть не напрямую, а через посредника (которым, скорее всего, стал Оман) Саудовская Аравия обратились к Ирану с просьбой продать очищенное топливо. Это довольно полно отвечает на вопрос, будет ли война между Ираном и Саудовской Аравией.
Саудиты не просто не готовы к войне с Ираном, они еще менее готовы к ней ctqxfc, чем пару лет назад. Еще в прошлом году Эр-Рияд объявил о победе над хуситами в Йемене, официально этот конфликт исчерпан. И кажется, в Саудовской Аравии заметили, что являются для Трампа не более чем дойной коровой, а Иран в регионе играет роль виртуального мальчика для битья. Лишь виртуального - в реальности с Ираном стараются не связываться, потому что это обернется гарантированным проигрышем или недопустимым ущербом. А тут еще появляются китайцы, которые говорят: «Вы вот на Иран наезжали, а мы, пожалуй, инвестируем в их экономику $280 млрд». Благо страна развитая, ее экономика диверсифицирована, а научная сфера является самой продвинутой из всех исламских стран мира. Иными словами, это уникальный игрок в регионе, с которым придется считаться всем.
Серьезной сложившаяся ситуация выглядит для страховых компаний, которые опять выиграли, воспользовавшись созданным информационным фоном. Дестабилизация обстановки в регионе повысила стоимость страховки судов и грузов, а это заставит раскошелиться уже европейцев и японцев, которые являются основными получателями нефти, транспортируемой по этому маршруту.