Президент Украины Владимир Зеленский подписал ряд кадровых назначений, в частности, определив руководство своей администрации и части силового блока. Среди людей, чьи фамилии фигурируют в указах, оказались продюсеры и сценаристы комик-студии «Квартал 95», а возглавил президентскую администрацию связанный с олигархом Игорем Коломойским юрист. The Insider спросил у исполнительного директора Института мировой политики в Киеве Евгения Магды, как будут справляться со своей работой новые руководители украинской политики.
Имена сотрудников новой администрации президента Украины если и известны в украинской политике, то только в контексте президентской кампании. И известны они, скорее, поклонникам Зеленского как юмориста, потому что в президентскую администрацию, в основном, вошли участники команды «95-го квартала». Это достаточно забавная ситуация, которая позволяет говорить о двух вещах. Во-первых, Зеленский формирует свою команду по блату – он привлекает тех людей, которых знает лично, а не профессионалов. В частности, его друг детства стал руководителем украинских спецслужб. Во-вторых, критерий профессионализма в назначениях пока не работает.
Самое резонансное назначение – это назначение главы президентской администрации Андрея Богдана, которое произошло вопреки тому, что, с одной стороны, ранее он был люстрирован, а с другой стороны, является адвокатом Игоря Коломойского. То есть, тезис о том, что в политике олигархов больше не будет, теперь подвергается сомнению. На мой взгляд, Владимир Зеленский совершает ошибку, обманывая своих избирателей, ведь он действует тем методом, который очень активно критиковал во время избирательной кампании.
Можно сказать, что Владимир Зеленский ставит рекорд по скандалам, исходя из срока его пребывания в кресле. За эти четыре дня он уже успел создать несколько неоднозначных. Богдан как глава президентской администрации должен быть диспетчером в отношениях президента и политикума, а никак не источником скандала. Это человек, который работал в разных избирательных штабах, очевидно, он достаточно опытный закулисный игрок, который может позволить себе влиять на разные политические процессы. Но он фактически единственный человек с опытом работы на государственной службе в новой президентской администрации. И это, я думаю, будет аукаться Зеленскому и его команде на протяжении длительного времени. Все-таки класс политической игры должен иметь под собой определенные основания, определенную базу. Вот на сегодняшний момент этой базы у Зеленского, на мой взгляд, нет. И он сумел выиграть президентские выборы, никому ничего толком не пообещав, став консолидированным кандидатом надежд. Но при этом на должности президента ему уже придется принимать какие-то решения. Сегодня дискуссия идет в основном в социальных сетях, и революционная ситуация в Украине традиционно возникает осенью, но, на мой взгляд, темпы действий Зеленского могут сыграть с ним плохую шутку.
У нас парламентско-президентская республика. Сама по себе президентская администрация может продуцировать законопроекты и способствовать их продвижению, но ожидать от нынешнего ее состава написания каких-то прорывных законопроектов, которые приведут к серьезным положительным изменениям, не получается. Там практически нет людей, которые являются специалистами в государственной службе, а Богдана на все не хватит. К тому же Верховная рада провалила инициативы Зеленского и по поводу досрочных выборов и, очевидно, что они пройдут в конце июля, с 5-процентным барьером и на смешанной основе - то есть, по закрытым партийным спискам и мажоритарным округам. Поскольку избирательный процесс стартует буквально завтра, уже нет времени изменить избирательное законодательство, и как только первый кандидат в депутаты подаст документы для регистрации, менять законодательство будет никак нельзя, ни политически, ни юридически.
Кабинет Министров вскоре станет исполняющим свои обязанности до формирования нового состава правительства. Сейчас Гройсман <премьер-министр Украины - The Insider> показывает, что он не будет всеми силами держаться за власть, при этом во время избирательной кампании, на которую он пообещал пойти со своим политическим проектом, он будет апеллировать к трем годам успехов и к трем годам экономической стабильности в стране. Но я думаю, что стремление команды Зеленского, как президент выразился в инаугурационной речи, «взять на понт» Гройсмана оказалось неудачным. Проблема в том, что у Зеленского есть только один очевидный союзник, это Игорь Коломойский. Все остальные – пока не спешат себя позиционировать в таком качестве.