Рабочая группа, состоящая из представителей Следственного комитета и Национальной медицинской палаты, проработала вопрос о введении в новую уголовную статью для врачей наказания, не связанного с лишением свободы. По мнению Национальной медицинской палаты, «за неумышленные осложнения врач не должен сидеть в тюрьме». The Insider попросил юриста «Зоны права» Анастасию Коптееву оценить эту инициативу.
Я считаю, это очень спорный и неоднозначный вопрос. Мне как юристу, который будет представлять интересы пострадавшего пациента, очень сложно будет объяснить родственникам погибшего, почему, например, пьяный хирург, который зарезал молодую женщину на хирургическом столе, не должен сидеть в тюрьме. Принцип неотвратимости уголовного наказания должен быть единым для всех: и для полицейских в служебной форме, и для врачей.
С другой стороны, часто врачи совершают ошибки не по своей вине. Через нас прошли сотни таких дел. Это могут быть случаи, когда болезнь пациента трудно диагностировать, или когда у пациента ожидается летальный исход в любом случае — по вопросам такого рода уголовное наказание будет необоснованным. Поэтому гуманизация в этой области по отношению к врачам действительно нужна, так же как и индивидуальный подход к каждому делу.
Только за прошлый год в одном Забайкальском крае было более 200 заявлений по таким делам — это очень много. Это связано с тем, что люди повысили свой правовой уровень и стали требовательно относиться к предоставляемым услугам. А в нашем суде существует обвинительный уклон: оправдательных приговоров в стране — ничтожное количество. И врачи действительно могут попасть в этот конвейер уголовных дел, грань у которых очень тонкая: виновен или не виновен? Следователь принимает окончательное решение на основании экспертизы специалистов, которые тоже могут ошибаться. Часто по делу проводят несколько экспертиз. Одна из них показывает, что вина врача была, другая — нет. На какую из них опираться? Чаще всего следователи опираются именно на ту, где находят причинно-следственную связь между смертью пациента и действиями врача, чтобы показать результаты, чтобы не работать «в стол».
Я убеждена, что если бы у нас в полной мере заработал закон о медицинском страховании медработников, то это решило бы львиную долю наболевших вопросов. Споры между врачами и пациентами сошли бы на нет, возможно, в судах бы не было вала этих дел.
Напомним, рабочая группа СК и Национальной медицинской палаты в июле прошлого года предложила ввести в Уголовный кодекс две специальные статьи для врачей — о ненадлежащем оказании медицинской помощи и о сокрытии нарушения оказания медицинской помощи. Это было сделано на фоне увеличения числа уголовных дел о врачебных ошибках.
Самым резонансным из уголовных дел против врачей стало дело гематолога Елены Мисюриной. В начале 2018 года ее приговорили к двум годам колонии за смерть пациента. Позже приговор был отменен.