В результате наступления боевиков присягнувшей ИГ террористической организации «Боко Харам» на этой неделе был захвачен город Ранн на северо-востоке Нигерии. Террористы контролировали город более суток и навязали правительственной армии ожесточенный бой, который длился в течение нескольких дней.
О том, почему исламские экстремисты комфортно себя чувствуют в Нигерии, The Insider рассказал старший преподаватель Департамента политической науки ВШЭ, специалист по исламскому терроризму Григорий Лукьянов.
Власти Нигерии ведут давнюю борьбу с исламским терроризмом в стране — сначала это была «Боко Харам», теперь это «Исламское государство». И эта борьба небезуспешна, потому что в ней нигерийцы сотрудничают с соседними государствами, а также Великобританией, Францией и США. Несмотря на довольно негативную экономическую ситуацию в стране ввиду конъюнктуры цен на нефть <доходы от экспорта нефти в последние годы составляли до 90% экспортных доходов страны — The Insider>, Нигерия остается одной из крупнейших стабильных стран этой части континента.
С другой стороны, несмотря на кажущееся ослабление структур «Исламского государства» и «Аль-Каиды» на фоне ситуации в Сирии и Ираке, в Африке, особенно в регионе Сахеля, на стыке Западной и Северной Африки, позиции террористов усилились. Сконцентрировав свое внимание на ближнем востоке, мировое сообщество не может похвастать успехами в борьбе с вооруженным экстремизмом в Африке. Связано это и с тем, что в этой части света произошло очень тесное сращивание террористических структур с криминальными структурами и теневым бизнесом. В этой части Африки — на северной границе Нигерии, где пролегают основные транспортные маршруты в соседние страны и дальше через Судан и Чад — отсутствуют какие-либо серьезные государственные или институциональные инструменты для эффективного противодействия терроризму.
Поэтому, несмотря на серьезный раскол, который пережила «Боко Харам» в связи с принятием бай’и <принятие чьей-либо власти и руководства в исламском праве — The Insider> «Исламскому государству» и последующему разгрому этой организации на территории Сирии и Ирака, части террористов из «Боко Харам» в регионе чувствуют себя неплохо и отлично взаимодействуют друг с другом. И это взаимодействие носит не столько идеологический, сколько экономический и политический характер, а конкуренция между лидерами различный группировок делает его эффективным.
Что касается захвата вышеупомянутого города Ранн, то это не просто регулярное событие, это еще и фирменный почерк «Боко Харам» — устраивать «рождественские наступления» <захват города произошел в результате наступления террористов, которое началось в конце декабря прошлого года — The Insider>. Для террористов это попытка показать своим сторонникам, что, несмотря на действия нигерийской армии и международных сил, несмотря на заявления о том, что угроза «Боко Харам» миновала, они остаются силой, которая способна не только к террористическим актам, но и полноценным боевым действиям с занятием и удержанием территории.
Нигерийские вооруженные силы ответили на этот вызов, и ситуация показала, что армия способна на подобные вызовы отвечать. Отвечать, но не предотвращать их. Причины этого — в недостатке ресурсов, имеющихся проблемах в разведке, несовершенной системе предупреждения об атаках.