Пилотируемый космический корабль «Союз МС-10» потерпел аварию во время полета к МКС. После запуска аварийно отключились двигатели второй ступени. На борту корабля находились космонавт «Роскосмоса» Алексей Овчинин и астронавт НАСА Ник Хейг. Они живы и приземлились в Казахстане. Эксперты рассказали The Insider о том, насколько серьезна сегодняшняя авария и как она может повлиять на дальнейшее сотрудничество Роскосмоса и НАСА.
Иван Моисеев, руководитель института космической политики
Это, конечно, очень серьезная авария. В первую очередь, придется переделывать график полетов. Задача номер один – найти причину аварии и принять меры по ее устранению. После этого – отправить экипаж на МКС. Это может занять месяц или больше, но сделать это необходимо как можно быстрее, поскольку сейчас на МКС находятся три человека, это мало, они не справляются. Если задержка с запуском нового носителя затянется на несколько месяцев, вероятно, придется вернуть нынешний экипаж на землю, а МКС останется в беспилотном режиме. Это будет первый такой случай за всю историю МКС.
Реакции американской стороны пока нет, но они тоже понимают, что такие происшествия предотвратить невозможно. Сейчас Роскосмос и НАСА будут согласовывать дальнейшие действия.
Остальное пока – гадание. Надо дождаться результатов расследования. С уверенностью сейчас можно сказать, что это самая серьезная авария за все время существования МКС. Была недавняя история с разгерметизацией, но там было больше медийного шума, чем реальной угрозы. Были компьютерные сбои, были аварии при доставке грузов, дважды не доходили «Прогрессы», один раз не дошел американский грузовик Cygnus. Но таких серьезных аварий до сих пор не случалось.
Виталий Егоров, эксперт, популяризатор космонавтики, автор блога Зеленый кот, специалист компании Dauria Aerospace
Многих сейчас прежде всего интересует взаимодействие НАСА и Роскосмоса после сегодняшней аварии. На основании имеющейся информации из СМИ можно сказать, что будут переносы пусков, но на совместную работу по МКС это серьезно не повлияет, поскольку НАСА, как и Роскосмос, понимает, что аварии случаются, что это происходит у всех. И даже когда у НАСА появятся свои космические корабли и от Маска, и от Боинга, они не прекратят сотрудничество с Роскосмосом, полеты американских астронавтов на наших кораблях не прекратятся. Я думаю, что будут и полеты по обмену – российские космонавты будут летать на американских кораблях, американские астронавты – на российских.
Для НАСА это просто дополнительное резервирование: два корабля лучше одного, три корабля – лучше двух. Поэтому НАСА продолжит поддерживать в том числе и Роскосмос.
Сегодняшняя авария может повлиять на планы по созданию окололунной станции. Здесь у Роскосмоса в рукаве остается все меньше козырей. Как раз сегодня стало известно, что Пентагон выделил два с лишним миллиарда долларов на разработку ракет, которые смогут заменить «Атлас-5», летающие на российских двигателях РД-180, и в тот же день произошла такая авария с пилотируемой космонавтикой. В связи с этим Роскосмос, конечно, понимает, что ничего оригинального и уникального предложить НАСА он не может. Вероятно, Роскосмосу придется смириться с тем, что в разработке лунной станции американцы ставят его в один ряд с Японией, Европой и частными производителями.