Россия не будет строить для своего военно-морского флота вертолетоносцы, как планировала ранее. Об этом заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. После того, как Франция разорвала контракт с Россией на поставку «Мистралей», Минобороны объявляло о том, что уже в 2022 году российская армия сможет принять на вооружение первый отечественный вертолетоносец. О том, чем обернется отказ от этого проекта, The Insider рассказал председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.
Решения по такому строительству принимаются не только одной промышленностью, но и военным ведомством, в данном случае Главным морским штабом, в частности главкомом ВМФ. Второе: говоря о вертолетоносцах, министр, очевидно, имел в виду, что не будет построек таких кораблей, как «Мистрали», которые Россия заказала во Франции, потом в результате санкций они отказались поставлять, а Москва отказалась от этой поставки.
Сам по себе вертолетоносец может быть нескольких назначений. В частности, может быть вертолетоносец чисто противолодочного назначения, который несет у себя на борту вертолет и предназначен для борьбы с подводными лодками. Может быть вертолетоносец десантный — это уже более универсальный корабль, потому что вертолеты на нем и десантные, и имеющие вооружения, к тому же десантные вертолетоносцы оснащаются не только одними вертолетами.
Пока что непонятно, о чем точно сказал министр, и, самое главное, пока что не ясна реакция на это российского Военно-морского флота. Дальше будет решение вопроса по строительству авианосцев, то есть кораблей, которые несут именно самолеты на своем борту. Этот вопрос гораздо более важен для Военно-морского флота, чем строительство вертолетоносцев — кораблей с ограниченными возможностями использования и требующими при этом очень большого количества сил и в обеспечении, и в логистике.
Авианосцы в этом смысле более предпочтительны. Вертолетоносец не может принимать самолеты, но авианосец может принимать вертолеты. Во-вторых, вертолетоносец - гораздо менее распространенный класс надводных боевых кораблей по сравнению с авианосцами, и у нас в истории было всего два крейсера-вертолетоносца «Москва» и «Ленинград», поступивших на вооружение еще на рубеже 60-х и 70-х годов. Для нашего флота класс вертолетоносца нетипичен сам по себе. Вертолетоносцы в мире можно посчитать буквально по пальцам, в том числе два у Египта — это два предназначенных для России «Мистраля». Это не самый обязательный тип корабля для флота Мирового океана, которым стремится быть российский Военно-морской флот, а вот авианосцы гораздо более нам нужны.