Президент США Дональд Трамп в ходе саммита НАТО заявил коллегам из других стран альянса, что тем следовало бы тратить на оборону 4% ВВП. Сейчас в НАТО просят страны обеспечить оборонные расходы на уровне минимум 2% ВВП. После саммита Трамп заявил, что все партнеры США согласились поднять расходы на оборону «до невиданного ранее уровня». Это опроверг президент Франции Эммануэль Макрон. Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин объяснил The Insider, почему Трамп серьезно рискует и чем европейские страны могут ответить на требования США.
С точки зрения укрепления альянса повышение расходов на оборону вряд ли важно, потому что и на 2% никто не хотел выходить, сколько предшественник Трампа Обама ни пытался их заставить, а тут Трамп предложил, чтобы они подняли до 4%. Основной интерес Трампа — поставки вооружений: он, конечно, не имел в виду, что страны НАТО будут тратить эти деньги на российские комплексы С-400. Он хотел, чтобы они тратились на американские вооружения и таким образом решали экономические проблемы США.
Долгое время был некий договор между Соединенными Штатами и Европой: безопасность, американский ядерный зонтик, в обмен на ограничение политической самостоятельности европейских стран. Поэтому европейские страны за счет раздутого военного бюджета США сокращали свой военный бюджет, эти деньги тратили на социальные нужды и таким образом создавали модель социального общества. Но при этом США несли все большие затраты на это удовольствие. Сейчас Трамп поставил вопрос о том, что это ограничение политической самостоятельности уже не имеет ту цену, которую имело в условиях противостояния двух политический систем — холодной войны. Он сказал: «Платите денежки».
Но и со стороны европейских стран тоже могут быть соответствующие действия. Во-первых, это возвращение политической самостоятельности, независимости от США: мы вам 4% платим и, пожалуйста, не диктуйте нам политические условия. Европейские страны, особенно страны Западной Европы, не очень довольны санкционными делами, тем, какие экономические издержки они несут в связи с ними. Второе — могут быть поставлены условия значительно более высокой платы со стороны США за те военные базы, которые они держат на территории европейских государств. Ситуация очень непростая, и Трамп серьезно рискует, ставя вопрос таким радикальным образом. Я не уверен, что он просчитал все последствия этих действий. Поэтому эта партия еще не закончена, она только в самом начале.
Поднять расходы на оборону готовы те, кто чувствует свою экономическую дееспособность, — страны Восточной Европы. Это те страны, которые готовы пожертвовать благосостоянием населения для того, чтобы «поддержать светоч демократии». Я не думаю, что страны Западной Европы в восторге от такой перспективы, потому что им надо отвечать перед своими избирателями за неминуемое снижение уровня жизни.