Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD75.20
  • EUR91.19
  • OIL49.12
  • 92
Коррупция

«Этого не может быть!» — как главные редактора оправдываются за джинсу

The Insider

The Insider продолжает расследовать схему организации заказных материалов в российских медиа. В прошлом материале мы привели общие расценки, предлагаемые аффилированным с мэрией ОАО «Московские информационные технологии» (МИТ), которые всплыли в результате «слива» переписки организованной «Анонимным интернационалом». The Insider удалось не только разобраться в схеме, по которой МИТ управлял заказными материалами, но и получить неопровержимые подтверждения, документы и даже признательные показания от некоторых редакций. Итак, обо всем по-порядку.

Общая схема управления прессой

Cмету расценок The Insider уже публиковал в прошлом материале, в этом мы для разнообразия вывесим аналогичную схему, но за другие месяцы. Из нее, например, следует, что какие-то материалы размещались и на сайте «Эха Москвы» (в прошлой смете графа «Эхо Москвы» была пустой, так как выделенные на «Эхо» средства к августу закончились).

мит3

А вот еще один интересный документ все из той же переписки МИТ, который демонстрирует, что план освещения тем (в данном случае выборов в Мосгордуму) готовился заранее для всех СМИ, причем для каждого из них регламентировалось то, под каким углом он будет освещать события для своей целевой аудитории (орфография сохранена):

"Акценты в СМИ при подготовке материалов

Комсомольская правда

Обзорный материал о свободе агитации, доброжилательности МГИК, отсутствия административных барьеров и тд. (комментарии экспертов, инфоргафика о кол-ве кандидатов и партий)

Аргументы и факты

Обзорный материал о высокой конкуренции. Борьба на праймериз, сбор подписей, агитация, дебаты, программы, митинги (в частности Шибаева), сборы подписей и денег.

(комментарии экспертов, инфографика по округам с самой острой борьбой)

Метро

Обзорный материал об общественном контроле и наблюдением за выборами. Контроль СМИ и общественной палаты, история жалоб в МГИК, создание общественного штаба. Напоминание об опыте работы его в прошлом году.

Мой район

Обзорный материал о новеллах для контроля за голосованием. Видеонаблюдение, общественный штаб, прозрачные урны, КОИБы, допуск на «закрытые» участки, отмена голосования на предприятиях, контроль надомного голосования, ручной пересчет КОИБов и т.д.

Независимая газета

Интервью с экспертом о предвыборной кампании

- все честно и открыто

- высокая конкуренция

- отсутствие административных барьеров

- сильная команда ЕР

- слабая оппозиция

- низкая явка на примере других регионов

Новые известия

Обзорный материал, построенный на комментариях руководителей штабов кандидатов.

- все честно

- никаких барьеров

- высокая конкуренция

Собеседник

Материал-инфографика, инструкция для наблюдателей.

Российская газета

Материал-прогноз о низкой явке. Комментарии  экспертов, примеры из других регионов.

Тверская 13, Московская правда, Москва-Инфо

Материалы (с инфографикой) о дне голосования – как будут контролироваться выборы.

Версия, Вечерняя Москва

Материалы о волонтерах-наблюдателях. Их прямая речь, почему пошли, все ли честно и т.д.

Газета.ру, Утро.ру, Полит.ру

Обзорный материал о том, что в Москве минимальное количество скандалов в рамках избирательной кампании.

Московская перспектива, Труд, Трибуна, муниципальные СМИ.

Мобилизационный материал о важности голосования и выборов в МГД. С акцентами о честности и конкуренции процесса."

Любопытно также, что МИТ контролировал не только те материалы, которые заказывал сам, но и остальные, внимательно отслеживая, чтобы в адрес мэрии не шло негатива. А когда он все-таки шел, начинались разборки:

утро ру

В МИТ сообщили The Insider, что у них действительно работает Антон Бушуев (основной фигурант переписки), однако он отказался комментировать ситуацию.

Конечно же, редакциям неприятно признавать, что они ставили заказные материалы. (Единственное исключение - главред «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин, который не просто признал факт публикации заказных статей, но и дал по этому поводу The Insider шокирующий комментарий). The Insider собрал неопровержимые подтверждения наличия в этих СМИ джинсы и затем связался с главными редакторами ведущих СМИ, с которыми контактировал МИТ, чтобы услышать их интерпретацию.

 Общая схема управления прессой

 Известия: как отдел рекламы разоблачил главного редактора

Независимая газета: Велемир Разуваев, он же Ольга Боброва, он же Савелий Вежин, он же Оксана Скрипникова

Новые Известия: «услуг оказано на 2,1 млн рублей»

Комсомольская правда "Заказные статьи - нормальная практика" 

 «Аргументы и факты»: «Вы какой-то источник берете за истину а нам не верите»

Главред МК Павел Гусев: «В московском правительстве я общаюсь только с Собяниным»

Почему в переписке фигурирует РБК?

Известия: как отдел рекламы разоблачил главного редактора

«Известия « не просто упоминаются в общей смете. В переписке также имеется письмо выпускающего менеджера «Известий» Юлии Малевановой

малеванова

А вот и первая страница этого отчета за август:

Известия

Как легко убедиться, все эти материалы не помечены в газете или на сайте как реклама:

шаурма проверки

Когда The Insider попросил прокомментировать ситуацию гендиректора «News Media» Арама Габрелянова, тот воскликнул: «Этого в принципе не может быть!» и посоветовал обратиться за разъянением к главному редактору «Известий» Александру Потапову, отметив, что тот «знает все правила и их скрупулезно исполняет».

Александр Потапов подтвердил, что статья про шаурму не шла как рекламная, а позиционировалась как редакционный материал, но он категорически отрицал, что за нее были получены деньги. Вот фрагмент этого разговора:

После того как Потапов посоветовал обратиться в рекламную службу, The Insider именно так и сделал. Но вот незадача: в рекламном отделе совершенно четко подтвердили - такой договор действительно имеется и в нем указаны именно эти суммы, именно за эти материалы. Для особо дотошных читателей The Insider публикует запись этого разговора целиком (для менее дотошных ценность представляют последние две минуты).

Сразу следует оговориться, что версия о том, что Габрелянов не был в курсе вышеуказанной схемы, не приводится и вот почему. Обратите внимание на то, чья подпись стоит в приложении к договору:

габрелянов подпись

8 миллионов рублей за один месяц - и под документом подпись Габрелянова. Похоже, менеджмент «Известий» попал в очень неловкую ситуацию.

 Общая схема управления прессой

 Известия: как отдел рекламы разоблачил главного редактора

Независимая газета: Велемир Разуваев, он же Ольга Боброва, он же Савелий Вежин, он же Оксана Скрипникова

Новые Известия: «услуг оказано на 2,1 млн рублей»

Комсомольская правда "Заказные статьи - нормальная практика"

 «Аргументы и факты»: «Вы какой-то источник берете за истину а нам не верите»

Главред МК Павел Гусев: «В московском правительстве я общаюсь только с Собяниным»

Почему в переписке фигурирует РБК?

Независимая газета: Велемир Разуваев, он же Ольга Боброва, он же Савелий Вежин, он же Оксана Скрипникова

От лица «Независимой газеты» переговоры с МИТ вел колумнист Велемир Разуваев. Судя по всему, это его настоящее имя, во всяком случае он на него отзываются, а в редакции нам дали его телефон. Вот только в газете он любит менять имена и пол. Иногда ему хочется почувствовать себя Ольгой Бобровой, иногда человеком по имени Савелий Вежин, а иногда он становится Оксаной Скрипниковой. В прошлом материале The Insider уже приводил пример с Бобровой, на этот раз приведем с Савелием Вежиным.

Вот письмо, в котором Разуваев aka Вежин согласовывает материал о выборах в МГД:

нг3

А вот как выглядел текст после публикации:

нг4

Сам Разуваев с The Insider разговаривать не стал, как только он услышал суть вопроса, он сказал «ой, что-то со связью, плохо слышу» и бросил трубку. И после уже к телефону не подходил. Главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков и вовсе, едва только услышав слова «The Insider», отключил телефон. Впрочем, это тоже своеобразный ответ на поставленные нами вопросы.

 Общая схема управления прессой

 Известия: как отдел рекламы разоблачил главного редактора

Независимая газета: Велемир Разуваев, он же Ольга Боброва, он же Савелий Вежин, он же Оксана Скрипникова

Новые Известия: «услуг оказано на 2,1 млн рублей»

Комсомольская правда "Заказные статьи - нормальная практика"

 «Аргументы и факты»: «Вы какой-то источник берете за истину а нам не верите»

Главред МК Павел Гусев: «В московском правительстве я общаюсь только с Собяниным»

Почему в переписке фигурирует РБК?

Новые Известия:  "услуг оказано на 2,1 млн рублей"

Это письмо, присланное Тамарой Широковой в МИТ, говорит само за себя:

нини

А вот и подробный отчет о поставленной джинсе:

НИ 2

А вот и пример материала, разумеется в нем не указывается его рекламный характер:

НИ 3

Главный редактор «Новых Известий» Валерий Яков отказался говорить, сославшись на то, что находится за границей. А сама Тамара Широкова, фигурирующая в переписке, заявила, что не знает ни про какой The Insider, и бросила трубку. А ведь нас совершенно не интересовало, что госпожа Широкова знает про The Insider, нас интересовало, почему «Новые Известия» публикуют на своих полосах джинсу.

 Общая схема управления прессой

 Известия: как отдел рекламы разоблачил главного редактора

Независимая газета: Велемир Разуваев, он же Ольга Боброва, он же Савелий Вежин, он же Оксана Скрипникова

Новые Известия: «услуг оказано на 2,1 млн рублей»

Комсомольская правда "Заказные статьи - нормальная практика"

 «Аргументы и факты»: «Вы какой-то источник берете за истину а нам не верите»

Главред МК Павел Гусев: «В московском правительстве я общаюсь только с Собяниным»

Почему в переписке фигурирует РБК?

Комсомольская правда: "Заказные материалы - нормальная практика"

Согласование текстов «комсомолки» выглядело следующим образом:

кп-письмо

А вот тот же самый текст КП, вышедший позже без упоминаний о заказном характере:

комсомолка

The Insider удалось поговорить об этом с главным редактором «Комсомольской правды» Владимиром Сунгоркиным, который, к нашему удивлению, не стал отрицать факт «джинсы» и поразил редакцию The Insider циничностью своего ответа:

- Вы действительно считаете, что «заказные" материалы – нормальная практика?- Да.- Но как читателю, по-вашему, отличить обычный материал от проплаченного?- У нас есть специальные рекламные рубрики, где публикуются коммерческие материалы.- Сейчас перед моими глазами материал о выборах в Мосгордуму под названием «Честная победа», он был заказным, но напечатан в обычной рубрике.- Я с пониманием отношусь к вашей логике, но в наше время, когда идут такие потоки информации, читателя должно интересовать не то, какие отношения у СМИ с мэрией, допустим, или каким-нибудь заводом по производству «Боржоми», а должно его интересовать, дают ли ему информацию или дезинформацию. Вот взять статью «Честная победа». Если это действительно была честная победа, то какая разница, был ли у СМИ какой-то информационный договор?- В случае конкретно с «Комсомольской правдой» как выглядел договор об освещении работы мэрии?- Это не наш конкретный случай, это обычная практика информационных договоров между СМИ и теми или иными корпорациями или ведомствами, которым нужно, чтобы о них рассказывали. И это не российская экзотика, а нормальные технологии, принятые в СМИ всего мира. Базовый принцип тут простой: у каждой крупной организации есть необходимость, чтобы о ней писали. Но у большинства СМИ нет никакой мотивации писать материалы, которые нужны этой корпорации или этому ведомству, но не интересны СМИ. Поэтому организация либо создает какое-то свое СМИ, что, впрочем, тоже вряд ли даст пробиться к широкой аудитории, либо она договаривается с газетами, радиостанциями, сайтами, чтобы о ней писали и платит за это. Я не вижу в этом ничего ненормального. И что тут у вас вызывает возмущение? Что читателей обманывают?- Именно.- Да это чушь собачья, у каждого СМИ есть собственник со своими интересами, который какую-то информацию ставит, а какую-то нет. Ну вот ваш, допустим, собственник… ну ладно, не ваш, у вас специфическое довольно издание, возьмем какой-то другой случай, газету или журнал, где собственник и главный редактор кого-то любят, с кем-то дружат, кого-то наоборот, терпеть не могут. Сказывается это на работе издания? Конечно сказывается, я давно работаю и все это хорошо знаю. Все издания по-своему предвзяты. Ничего страшного я в этом не вижу.- То есть вы считаете что «Ведомости», «Коммерсант» и «Форбс» работают по тому же принципу?- Абсолютно все СМИ во всем мире с кем то дружат, а кого то не замечают, с какими-то корпорациями или ведомствами имеют договоренности. Как говорили классики – нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Какую форму эти договоренности принимают, мне сложно судить – информационные договоры, рекламное финансирование в обмен на лояльность, спонсорская поддержка мероприятий и акций газеты.... много может быть форм, но строить иллюзии о том, что существуют некие белые и пушистыеСМИ, которые не участвуют в информационном обслуживании тех или иных корпораций – это чушь собачья. У любых редакторов и акционеров есть всегда свои интересы. Как раз в бизнес-сми всегда есть журналисты, крепко и неформально привязанные к той или иной корпорации.- С кем сотрудничает «Комсомолка» кроме московского правительства?- Это очень большое издание: газета, сайт, радио, региональные выпуски - мы сотрудничаем с очень многими. И я вообще считаю, что чем больше информационных договоров, тем лучше и нам. И тем, кто с нашей помощью может рассказывать о своей деятельности. Это более честная и правильная форма, нежели подкуп журналистов под высокопарные рассуждения некоторых моих коллег про их святость и неподкупность.

 Общая схема управления прессой

 Известия: как отдел рекламы разоблачил главного редактора

Независимая газета: Велемир Разуваев, он же Ольга Боброва, он же Савелий Вежин, он же Оксана Скрипникова

Новые Известия: «услуг оказано на 2,1 млн рублей»

Комсомольская правда "Заказные статьи - нормальная практика"

 «Аргументы и факты»: «Вы какой-то источник берете за истину а нам не верите»

Главред МК Павел Гусев: «В московском правительстве я общаюсь только с Собяниным»

Почему в переписке фигурирует РБК?

Аргументы и факты: "Вы какой-то источник берете за истину а нам не верите"

У «Аргументов и фактов» две редакции редакция сайта и редакция газеты. Вот к примеру как сайт АиФ согласовывал свои тексты:

аиф-сайт-письмо

А вот вышедший материал:

аиф-сайт

Может быть заказуха идет только на сайт? Увы нет, вот на согласование с редакционного адреса присылается материал:

бычкова аифБерем текст во вложении, копируем строчку, вбиваем в поисковую систему и что выпадает? Правильно, текст опубликованный позже в газете:

аиф

Главный редактор Николай Зятьков в разговоре с The Insider, конечно все отрицает:

3_1409_22

«- У нас все материалы, если они не подготовлены журналистами, выходят по официально заключенным договорам с рекламной службы – и они выходят либо под коммерческой рубрикой, либо с пометкой «на правах рекламы».

- Но вот, например, о якобы отмене Марша мира или о выборах в Мосгордуму у вас выходил без каких-либо пометок в обычной рубрике.

- Ну вы нашли какой-то источник, берете его за истину, а мне не верите.

- Так все-таки материалы об отмене Марша мира и выборах в МГД были рекламными или нет?

- Я так точно не помню, я сейчас нахожусь в отпуске и не в редакции, но у нас все коммерческие материалы идут официально через рекламную службу и с них платятся налоги.

- Может быть такое, что рекламный материал под видом обычного прошел в обход вас?

- Нет все материалы в печатной версии проходят через меня, я их утверждаю».

Признавая, что все материалы утверждаются главредом, Зятьков, по сути, подтверждает свою прямую причастность к джинсе. Что неудивительно, когда заказные материалы ставятся на поток, они всегда согласуются с главным редактором.

 Общая схема управления прессой

 Известия: как отдел рекламы разоблачил главного редактора

Независимая газета: Велемир Разуваев, он же Ольга Боброва, он же Савелий Вежин, он же Оксана Скрипникова

Новые Известия: «услуг оказано на 2,1 млн рублей»

Комсомольская правда "Заказные статьи - нормальная практика"

 «Аргументы и факты»: «Вы какой-то источник берете за истину а нам не верите»

Главред МК Павел Гусев: «В московском правительстве я общаюсь только с Собяниным»

Почему в переписке фигурирует РБК?

Главред МК Павел Гусев: "В московском правительстве я общаюсь только с Собяниным"

Московского комсомольца в общей смете не обнаруживается, что странно - ведь источники The Insider утверждают что с рынка джинсы МК никуда не уходил, просто стал больше брать за материалы после известного скандала. И действительно, в переписке присутствуют примеры согласования материалов с МИТ:

мк-письмо

А вот и сам материал, вышедший вечером в тот же день:

мк-заказуха

Главред МК Павел Гусев, заявил, что ничего про контакты с МИТ ему неизвестно: «Не могу точно ничего комментировать, так как нахожусь не в Москве и не знаю о каких конкретно письмах и статьях вы говорите. Я первый раз слышу про эти Московские информационные технологии, в московском правительстве я общаюсь только с Собяниным». Впрочем, Павел Гусев не стал отрицать, что кто-то из его редакции каким-то образом сотрудничает МИТ, просто ему самому об этом ничего не известно.

 Общая схема управления прессой

 Известия: как отдел рекламы разоблачил главного редактора

Независимая газета: Велемир Разуваев, он же Ольга Боброва, он же Савелий Вежин, он же Оксана Скрипникова

Новые Известия: «услуг оказано на 2,1 млн рублей»

Комсомольская правда "Заказные статьи - нормальная практика"

 «Аргументы и факты»: «Вы какой-то источник берете за истину а нам не верите»

Главред МК Павел Гусев: «В московском правительстве я общаюсь только с Собяниным»

Почему в переписке фигурирует РБК?

Почему в переписке фигурирует РБК?

Примечательно, что ни в смете, ни в мониторингах нет изданий с «иностранным капиталом» - таких как Forbes или «Ведомости». Очевидно, как The Insider и писал в своем первом материале,  договориться с этими изданиями невозможно (что объясняет природу нынешней законодательной инициативы о запрете иностранного капитала в российских СМИ). Не упоминается в переписке и КоммерсантЪ, хотя сотрудники издания неоднократно жаловались на вмешательство в редакционную политику, после того как контроль над изданием получил Алишер Усманов (что еще раз подтверждает слова нашего источника о том, что в КомерсантЪ поставить джинсу нельзя). А вот издание РБК в переписке есть, но не в смете, а в мониторингах. Все бы ничего, вот только подборку статей, посвященных работе мэрии, в МИТ присылает Антон Попов, главред журнала РБК, причем все эти статьи - как минимум не негативные:

позитив рбк

На сайте Антон Попов все еще значится как главный редактор журнала РБК:

антон попов

 На самом деле Антон Попов с апреля в РБК уже не работает, поэтому материалы, на которые он ссылается были размешены без его участия. Более того, нынешний главред РБК Елизавета Осетинская пояснила The Insider, что она лично была свидетелем работы по подготовке некоторых из материалов, на которые Попов ссылается, (в том числе присутствовала на интервью с Хуснуллиным) и полностью исключает возможность их необъективности. У The Insider и правда в данном нет оснований считать, что данные статьи были заказными, так как в переписке нет случаев, когда бы материал присылался в МИТ на согласование. Но какова в таком случае роль Антона Попова? В переписке, как выясняется, он также мониторил и другие издания и даже предлагал расценки:

попов2

Сам Антон Попов заявил The Insider, что он всего лишь делал мониторинги, нигде ничего не размещал, в том числе на РБК, а расценки его просто попросили узнать - и он узнал. Но это, конечно, не так - на некоторых сайтах он размещал материалы и это следует из переписки. Выше уже цитировался фрагмент, где сотрудник МИТ Антон Бушуев возмущается тем, что несмотря на потраченные деньги не все статьи на utro.ru достаточно лояльные, приведем это письмо снова:

утро ру

Как видно - получатель тот самый Антон Попов. Но все это о других зданиях. Значит ли это, что в РБК ничего не размещалось?

В переписке фигурирует и другой сотрудник РБК, Павил Доронин, который занимается тем же, что и Попов, но вот только он до сегодняшнего дня был штатным сотрудником РБК и писал с рабочей почты и в рабочее время. Вот он согласует джинсу о Марше мира:

доронин

Примечательно, что в письмах Доронина также нет упоминаний о какой-либо джинсе размещенной в РБК. Но есть пример официального договора с МИТ, вот он:

договоррбк

Сразу видна разница с договорами, которые были заключены, например с «Изестиями» и «Новыми Известиями» - там оплата шла за конкретные статьи, а здесь за рекламное место. Но что именно публиковалось на этих рекламных площадях?

По этому поводу в РБК дали The Insider следующий официальный ответ:

"1. В связи с гипотезой, что сотрудник РБК в рабочее время и с рабочей почты занимался рекламно-информационными размещениями на сторонних площадках, мы проводим внутреннее расследование. Если в результате расследования подтвердится факт того, что сотрудник действительно занимался такими размещениями, в отношении его будут применены соответствующие ситуации меры – он, как минимум, будет уволен.

2. В холдинге РБК на сегодняшний день действует несколько редакционных политик (мы готовы их предоставить, если будет заинтересованность) по группам проектов:

• сайт rbc.ru, газета и журнал «РБК».• тематические проекты-сателлиты бренда РБК.• телеканал «РБК».

3. У нашего холдингового рекламного агентства «Эдлайн» есть контракт с МИТ на размещение информационных материалов на ресурсах нашего холдинга. Размещение этих материалов на каждом из ресурсов происходит согласно ограничениям, налагаемым редакционными политиками наших проектов. Где-то информационными материалами называются специальные проекты, где-то тематические приложения, где-то спонсорство телевизионных передач."

К сожалению к моменту публикации The Insider так и не удалось получить от РБК ответ на вопрос о том, что же за контент МИТ публиковал в РБК на коммерческой основе и проверить было ли при этом обозначен рекламный характер этих материалов.

Общая схема управления прессой

 Известия: как отдел рекламы разоблачил главного редактора

Независимая газета: Велемир Разуваев, он же Ольга Боброва, он же Савелий Вежин, он же Оксана Скрипникова

Новые Известия: «услуг оказано на 2,1 млн рублей»

Комсомольская правда "Заказные статьи - нормальная практика"

 «Аргументы и факты»: «Вы какой-то источник берете за истину а нам не верите»

Главред МК Павел Гусев: «В московском правительстве я общаюсь только с Собяниным»

Почему в переписке фигурирует РБК?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari