Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD102.34
  • EUR106.54
  • OIL72.98
Поддержите нас English
  • 6879
Экономика

Отделить зерно от войны. Почему польские фермеры ополчились на Украину

Польские фермеры активно восстают против ввоза украинского зерна — устраивают акции протеста, высыпают украинское зерно из фур и поездов. Премьер-министр Дональд Туск встретился с ними и согласился, что, возможно, придется полностью временно закрыть границу. В Украине подозревают, что протесты срежиссированы Россией. Экономических причин так невзлюбить украинское зерно у Польши и правда нет — оно составляет незначительную долю рынка, а демпинг не того масштаба, чтобы сказаться на котировках, запрет на импорт не решит проблем фермеров. Но и для Украины он не будет большим ударом. Гораздо страшнее для нее то, что вывоз зерна по морю оказался под угрозой.

Содержание
  • Чем недовольны в Польше

  • Если закрыть границу, проблемы польских фермеров исчезнут?

  • Вывоз по морю под угрозой

  • Россия остается конкурентом

Протесты в защиту интересов местных фермеров не утихают в Польше с осени, но в феврале они перешли на новую ступень: начался общенациональный протест. Одна из его мишеней — украинское зерно. 11 февраля неизвестные высыпали зерно из украинских грузовиков недалеко от границы, 20 февраля — кукурузу из двух железнодорожных вагонов, 25 февраля — 160 тонн из вагонов. Фермеры не довольны дешевым зерном соседей и блокируют пункты пропуска на границе с Украиной.

«Мы хотим помогать Украине. Но мы также хотим защитить наших сельхозпроизводителей», — заявил премьер-министр Польши Дональд Туск на встрече с протестующими аграриями. Он уже не раз говорил, что готов временно закрыть границу с Украиной. «Я готов к твердым решениям, если речь идет о границе с Украиной», — также признался он. К таким «твердым решениям» его подталкивают беспорядки, устроенные от лица фермеров. Протестующие за последние несколько недель успели напасть с бензопилами на фуры, высыпать зерно, перекрыть дороги, заблокировать погранпереход с Германией и даже соорудить из соломы танк «агро Абрамс». Они требуют избавить местных фермеров от украинских конкурентов или ввести для польских производителей доплаты .

Теперь Туск не исключает, что запрет может быть введен на импорт российского зерна, — по примеру Латвии.

Чем недовольны в Польше

У протестующих много требований, и защита от украинских поставщиков, которые продают зерно дешевле, — только одно из них. «Фермеры требуют, прежде всего, отказаться от “Зеленого курса“ ЕС, который, по их мнению, приведет к снижению рентабельности сельскохозяйственного производства», — пишет польская Gazeta. С требованием «остановить экотерроризм» активисты блокировали важный пограничный переход с Германией в Свецко.

Требования ЕС вынуждают фермеров отказываться от привычных удобрений, что снижает урожайность. А внедрение новых технологий — таких как солнечные панели, системы замкнутого цикла, энергоэффективные материалы — требуют вложений и увеличивают расходы. Похожие требования у фермеров по всему ЕС: протестуют во Франции, Германии, Бельгии, Греции, Италии, Латвии и Литве. Но в каждой стране свои особенности. Во Франции, например, главный пункт повестки — отказ от идеи торгового соглашения с МЕРКОСУР.

На этом фоне украинские поставщики, для которых после начала полномасштабного вторжения России отменили все пошлины и квоты на ввоз продовольствия и сельскохозяйственной продукции, еще в 2022 году стали дополнительным фактором раздражения. Также в 2022 году были упрощены грузовые перевозки между ЕС и Украиной, из-за чего в Восточной Европе стало больше украинских фур.

Но это длилось недолго. В мае 2023 года Еврокомиссия согласилась временно ограничить импорт из Украины четырех сельскохозяйственных продуктов — пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника — в Польшу, Румынию, Венгрию, Болгарию и Словакию. Сначала запрет действовал до июня, затем был продлен до сентября, когда начал собираться новый урожай. Отмена ограничений и возврат к льготной системе для Украины и вызвал недовольство в Польше. Население своими силами начало блокировать ввоз зерна.

Как рассказывала The Insider директор компании, занимающейся перевозкой украинского зерна в Евросоюз, если сначала это действительно были протесты фермеров, и машины кое-как, но всё же пропускали, то с появлением среди организаторов Рафала Меклера, владельца транспортной компании Rafał Mekler Transport, началась полная блокада.

«Через Польшу экспорт и транзит практически закрыты до сих пор, — комментирует аналитик украинского офиса компании Fastmarkets Agricensus Мария Беликова. — С ноября, не считая паузы перед Новым годом, польские фермеры заблокировали несколько ключевых пунктов пересечения границы».

Из-за войны всё, что связано с Украиной, находится в центре внимания. Польские фермеры могут исходить из таких соображений и демонстративно не пускать украинское зерно без особых экономических причин, но для привлечения внимания к своим проблемам.

Протесты и атака на перевозчиков украинского зерна — следствие политической борьбы, считает источник The Insider в посольстве Украины в Польше. Служба безопасности Украины (СБУ) уверена, что за организацией акций стоят люди, связанные с Россией. Мэр Львова Андрей Садовой прямо назвал людей, высыпавших украинское зерно из фур на границе, «пророссийскими провокаторами».

Если закрыть границу, проблемы польских фермеров исчезнут?

Нет, потому что украинское зерно занимает небольшую долю на польском рынке. «В 2022 году производство зерна в Польше составило 24,8 млн тонн. По сравнению с этим украинский транзит составил около 11%, а в 2023 году — только 0,02%», — объясняет Беликова. По ее подсчетам, основанным на данных таможенной статистики, всего Украина экспортировала в Польшу за прошлый сельскохозяйственный год (с июля 2022 года по июнь 2023 года) 2,7 млн тонн зерна и всего 46 тысяч тонн за чуть больше чем 7 месяцев текущего сельхозгода.

Проблема для европейских фермеров — помимо роста расходов из-за требований ЕС — снижение цен на зерно. Но это происходит во всём мире и никак не связано с режимом благоприятствования для украинских поставок. После начала войны цены резко взлетели вверх, поскольку рынок опасался, что лишится черноморских поставок сразу двух крупных игроков. Журнал The Economist предсказывал продовольственную катастрофу и голод. Примерно ко времени выхода этой знаменитой статьи политики перешли к реализации «зерновой сделки», что успокоило рынок, и цены начали снижаться — теперь они падают уже полтора года и стали заметно ниже, чем до войны. Предложение на мировом рынке превышает спрос из-за высоких урожаев крупнейших поставщиков.

Зеленый курс, или European Green Deal, — план достижения нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году и снижения загрязнения окружающей среды, принятый в 2019 году.

От испанских слов Mercado Común del Sur, что означает общий южный рынок. Это экономическое и политическое объединение, включающее Аргентину, Бразилию, Уругвай, Парагвай.

Динамика цен на пшеницу из Украины, России и других стран (без цены транспортировки), $ за тонну на 28 февраля
Динамика цен на пшеницу из Украины, России и других стран (без цены транспортировки), $ за тонну на 28 февраля

Для Украины, впрочем, польская граница больше не является ключевым маршрутом вывоза сельскохозяйственной продукции. Высокие поставки сюда остались в прошлом. Теперь 86% ее экспорта идет по морю. Остальное — железнодорожные (11%) и автомобильные перевозки (3%) — по большей части проходит через Румынию, говорит Беликова.

Отдельные украинские компании, впрочем, пострадают. Польша и в целом ЕС — хороший выход для мелкого бизнеса, у которого не так много зерна, чтобы везти его в порты. Для них экспорт — это быстрый и надежный способ получить валюту. «Это в основном очень маленькие компании, которые торгуют, например, с Германией. И маршрут через Польшу — самый короткий вариант и оптимальный по цене. Если везти по железной дороге, то при пересечении границы меняется колея и нужна перевалка из одного вагона в другой, а это дорого, — объясняет Беликова. — Но и у автотранспорта есть масса дополнительных затрат. Поэтому маржа небольшая». Это означает, что сильно снижать цену украинские продавцы не могут.

Вывоз по морю под угрозой

Гораздо важнее для Украины морской экспорт зерна — это 86% всех его поставок за рубеж, из них 76% — через черноморские порты. Они стали возможны сначала благодаря «зерновой сделке» в Чёрном море, которая действовала с июля 2022-го до июля 2023 года. А затем — усилиями украинской армии, а конкретно — структур, ответственных за морские беспилотники. За время действия сделки экспорт агропродукции Украины почти выходил на довоенные 6 млн тонн в месяц. Сразу после срыва сделки он просел вдвое. Однако ВСУ сумели отодвинуть Черноморский флот России и фактически проложили дорогу для торговых судов.

«Когда была “зерновая сделка“ под эгидой ООН и Турции, корабли просто шли по коридору, фактически посередине Чёрного моря. А сейчас коридор идет максимально близко к Румынии и Болгарии — идея в том, чтобы быть как можно ближе к странам НАТО и как можно дальше от открытого моря, где могут быть ракеты и мины», — уточняет Беликова.

В декабре 2023-го и в январе 2024 года экспорт украинской агропродукции вернулся на уровень 6 млн тонн.

Из-за войны именно сельхозпродукция стала главной статьей украинского экспорта, то есть источником валютной выручки страны. Но сейчас он под угрозой.

Без новой военной помощи США Украина не сможет защитить черноморский судоходный коридор, предупредил президент Украины Владимир Зеленский. «Я думаю, что маршрут будет закрыт, потому что для его защиты нужны и боеприпасы, и ПВО, и другие системы», — сказал он. Конгресс США затягивает решение по выделению $60 млрд помощи Украине.

«Это такой крик о помощи, потому что мы действительно сами разобрались и вывозим зерно, но если ПВО выведут из строя и нам нечем будет их заменить, то мы не сможем обеспечить коридор, — говорит Беликова. — А он — огромная выгода для бизнеса: коридор открыл путь не только зерну, но и металлу, удобрениям. По нему в страну приходит импорт».

Россия остается конкурентом

В отличие от нефти и нефтепродуктов, зерно не под санкциями, и добровольно от его закупок из-за вторжения в Украину никто не отказывался. Поэтому Россия и Украина всё еще конкуренты на этом рынке. При этом к России отошли посевные площади оккупированных Запорожской, Херсонской, Донецкой и Луганской областей Украины.

Для Украины это значительные потери — 5–6 млн тонн масличных культур, на которых специализировались эти области, что составляет около 7% всего производства, по словам Беликовой. В оккупации или на линии фронта оказались около 25% сельскохозяйственных земель (не считая ранее аннексированного Крыма). Но для России при ее масштабах это незначительный прибавок.

Украинское и российское зерно примерно равны по качеству и в одной ценовой категории. «Покупатели, если видят, что цены в Украине и в России плюс-минус одинаковые, идут к продавцам в России и говорят, что в Украине дешевле. А потом точно так же идут в Украине. В итоге покупают по самой выгодной цене», — рассказывает Беликова.

Цены на российскую пшеницу, если брать с доставкой по морю без ее оплаты (FOB, Free on board), сейчас на минимуме c 2020 года, отмечает компания «СовЭкон». Российские экспортные цены снижаются вслед за всем остальным миром. Кроме того, на них повлиял пересмотр минимальной рекомендованной Минсельхозом РФ цены. При этом запасы российской пшеницы установили новый рекорд — на 1 января они составили 36,5 млн тонн.

«Запасы превысили рекордные прошлогодние показатели на фоне относительно вялого экспорта в последние месяцы», — сообщает «СовЭкон».

Накопили пшеницу перерабатывающие предприятия — 14,7 млн тонн, что на 5% выше прошлогоднего показателя. Запасы пшеницы в сельхозорганизациях составили 21,8 млн тонн — на 1% меньше, чем годом ранее. А значит, снижение цен в России продолжается — рекордные запасы будут дополнительно давить на внутренний рынок.

Зеленый курс, или European Green Deal, — план достижения нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году и снижения загрязнения окружающей среды, принятый в 2019 году.

От испанских слов Mercado Común del Sur, что означает общий южный рынок. Это экономическое и политическое объединение, включающее Аргентину, Бразилию, Уругвай, Парагвай.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari