Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.26
  • EUR99.71
  • OIL87.19
Поддержите нас English
  • 295
Экономика

В вечном долгу. "Движение валютных заемщиков" готовит новые протесты

В четверг в 11:00 у Центробанка пройдет новый пикет Всероссийского движения валютных заемщиков. После взлетевшего курса иностранных валют тысячи россиян оказались заложниками своих ипотечных долгов. Среди них – многодетные семьи и матери-одиночки, которые поверили официальным заверения о стабильности российской валюты. The Insider поговорил с некоторыми из них.

Ольга Матвеева

плакат

"сейчас я банку должна почти в 2,5 раза больше чем то, что брала на покупку квартиры"

Я выплачиваю ипотеку с 2006 года, то есть уже девятый год. Квартира тогда стоила 2,5 млн. рублей. И сейчас я банку должна 75 тысяч долларов, почти в 2,5 раза больше чем то, что брала на покупку квартиры, хотя я все выплачивала вовремя. В этом месяце я впервые не смогу оплатить взнос в полном объеме. Это будет моя первая просрочка за 8 лет. Я живу вдвоем с несовершеннолетним ребенком, у меня 10-летний сын, работаю я одна в нашей семье. Больше мне взять деньги негде. Я и так с работы приезжаю в 9, иногда в 10 вечера, ребенка практически не вижу. Банки нам предлагают драконовские условия рефинансирования и мы на это пойти не можем, потому что платежи увеличатся в разы.

Квартиру я уже выставила на продажу, но она уже стоит гораздо меньше, чем я должна банку, причем немало. Моя квартира сейчас будет стоить около 3,5 млн, а с учетом того, что она продается из-под залога, она процентов 20 в цене потеряет. Тем более сейчас в кризис покупателей стало меньше, продать будет не так просто.

"банки сами навязывали именно валютные кредиты, заявляя, что это выгодно и что никто не допустит резкого повышения курса"

Своими пикетами мы надеемся привлечь внимание власти, чтобы она приняла участие в решение этой проблемы и распределило валютные риски пропорционально между банком и заемщиком. Вина-то здесь лежит явно не на заемщиках, мы не виноваты в том, что был обрушен рубль. Хотя Центробанк сейчас заявляет о том, что он предупреждал о таких рискованных кредитах – кого они там предупреждали и когда нам неизвестно. А банки сами навязывали именно валютные кредиты, заявляя, что это выгодно и что никто не допустит резкого повышения курса. На рублевую ипотеку мы попросту по доходу не проходили из-за высокой процентной ставки, и это было единственной причиной, по которой нам пришлось брать кредит в валюте.

У нас есть группа Вконтакте «Всероссийское движение валютных заемщиков», в ней уже больше тысячи человек и каждый день присоединяются новые, в том числе и из регионов. Также есть инициативная группа, которая организует общение со СМИ, написание коллективных писем в органы власти и проведение публичных мероприятий. Мы помогаем присоединившимся к нам людям составлять письма в банки, рассматриваем способы решения их проблем через суд.

Вчера уже группа депутатов из «справедливой России» во главе с Оксаной Дмитриевой отправила в ЦБ запрос по поводу ограничения курса доллара для таких заемщиков как мы. То есть, речь о том, чтобы пересчитать курс валют либо на дату заключения договора, либо на 1 января 2014 года. Также нам помогает Алена Попова, которая передала наш коллективный запрос депутатам вместе с подписями, которые мы собрали на первом пикете. По ее словам, 18 декабря будет заседание комиссии по ЖКХ, где в повестке есть и наша проблема. 29 декабря мы готовим уже не пикет, а митинг на Суворовской площади, заявка в префектуру уже подана, но ответа мы пока не получили.

Елена Балановская

елена

Когда я брала кредит, у меня был доход где-то 120 тысяч рублей и я рассчитывала на платеж в 2 тысячи долларов, тогда (весной) это было 72 тысячи рублей. Оставался зазор 50 тысяч, на который я реально могу прожить. Нам была нужна квартира, потому что тогда мы узнали, что я в положении и стало понятно, что нужно как-то размещать детей, старшей дочке уже 15, ей нужна отдельная комната. У меня теперь трое детей, это считается многодетная семья, но никаких скидок по ипотеке это не подразумевает, только Московская область, где я прописана, доплачивает 3 тысячи рублей.

Квартиру эту теперь приходится сдавать, чтобы хоть как-то расплатиться с частью кредита. Жить приходится у родственников в однокомнатной квартире. Да и то не так просто найти квартиросъемщика, у всех сейчас возникают материальные трудности. При этом нам приходится доплачивать к сумме, за которую мы ее сдаем, где-то 35 тысяч рублей. Сейчас курс еще повысился, будем доплачивать больше 40. А ведь теперь я в декрете по уходу за ребенком, у меня работает только супруг.

Даже если я сейчас продам эту квартиру, мы не сможем выплатить кредит размером в 220 тысяч долларов, это (даже если считать по курсу 62) - почти 14 миллионов, а оценка банка (у нас РЕСО-кредит) на момент покупки квартиры весной – 12 миллионов.

Мы даже в этой квартире и не успели пожить – когда я вышла из роддома там был только-только закончен ремонт. Всю свою беременность я пробегала с ремонтом, потому что муж работал, дочка тоже подрабатывала, сын у меня еще в детский сад ходит, так что мне из последних сил приходилось заниматься самой ремонтом. В ремонт вложили все скопленные деньги, миллиона полтора, заказывали бытовую технику, кухню, легли костьми, что называется. Я за последние два года никакие вещи себе не покупала новые, все уходило на новую квартиру. Я уже решила, если придется ее отдать, я все что мы в нее вложили заберу, вплоть до того, что те стены, которые мы поставили и покрасили – тоже разрушу и заберу, ничего не оставлю. Потому что ведь, знаете, до слез обидно, что я, беременная женщина, занималась всей этой стройкой, вместо того чтобы лежать и беречь себя.

Сабина

У меня была комната в доме на Ярославском шоссе, когда его расширяли и сносили наши дома, мне выплатили компенсацию – 1,2 миллиона. У меня были ещё на руках деньги и мы вложились в эту ипотеку. Все банки мне отказали, потому что я была в декретном отпуске. В РЕСО-Кредит мне сказали, что готовы дать ипотеку, но только в долларах. Мы сопротивлялись до самого конца, хотели брать рублях, даже заплатили в рублях первый взнос – 1,2 млн, но в последний момент нам Анна Зелецкая (девушка, которая заключала сделку), сказала, что в рублевой нам отказано и можно взять только в валюте. Удалось только добиться обещания, что сразу после заключения договора можно будет валютную ипотеку перевести в рублевую. Но никакими документами они это обещание не подтвердили.

"теперь я вместо 46 тысяч должна выплачивать 148. Я многодетная мать, откуда мы возьмем такие деньги?"

Вместе с мужем (он зарабатывает 65 тысяч) мы вполне могли тогда позволить себе и выплаты по кредиту и детей кормить. А теперь я вместо 46 тысяч должна выплачивать 148, представьте себе. Я многодетная мать, еще не вышла из декрета, откуда мы возьмем такие деньги? С просьбой перевести меня на рублевую ипотеку я стала обращаться в наш банк еще полгода назад, они же обещали мне такую возможность. А они стали говорить «а кто вам обещал?». Теперь вот говорят, что в январе переведут, но доллар-то уже поднялся. И таких как я в этом банке –тысячи людей.

И вот как так получается, я взяла 151 тысячу долларов, полтора года исправно плачу все выплаты, прихожу на днях в банк и спрашиваю – сколько осталось выплатить, если погасить досрочно. Они говорят – осталось 149 тысяч. То есть, получается, за все мои выплаты за это время мой долго сократился меньше чем на 2 тысячи долларов? И это при том что я им плачу по 1500 долларов в месяц!

"по нынешнему курсу пересчитать сколько я им должна заплатить 33 миллиона рублей! Моя квартира в Мытищах не стоит столько!"

Я им уже согласна вернуть квартиру (она стоила 6,5 млн), чтобы они мне вернули мой первоначальный взнос - 1,2 млн, то есть уже готова даже отказаться от всех тех денег, которые заплатила им за это время, просто потому что сегодня такой взнос платить не могу. Но они отказываются! Мол, я им должна еще больше! Если по нынешнему курсу пересчитать сколько я им должна заплатить за все оставшееся время, то получится 33 миллиона рублей! Моя квартира в Мытищах не стоит столько, поверьте!

Я пришла в банк, говорю – я не могу сейчас столько выплачивать, я еще из декрета не вышла, а мне кассирша заявляет – «ищите себе вторую работу, третью работу, продавайте квартиру», это мне кассирша такое говорит! А ведь я за эту квартиру выплатила почти три миллиона! Я звонила уже на все телеканалы, никто не хочет о нас говорить. Мол, вы же сами договор подписали.

Я уже обходила больше 10 адвокатов, они все говорят – вы суд, конечно, выиграете, потому что он всегда на сторону заемщика встает, но это будут долгие годы. А сейчас-то что делать тогда? У меня к тому же проблемы со здоровьем, у меня нашли кисту в груди, я если нервничать начинаю – мне сразу плохо становится. Вот недавно в банке тоже, стало нехорошо, они меня подхватили, отвели в кабинет свой, дали воду, лекарства, чуть-чуть пришла в себя.

 IMAG1298

Алена Попова, общественный деятель

q1vpaw4U_400x400"На данный момент письма и обращения разосланы и отнесены в Госдуму, Центрбоанк, Торгово-промышленную палату и Совет Федерации. Все заемщики ведут переговоры со своими банками . Что предлагается: заморозить усредненную ставку валюты, либо взять курс, по которому человек брал займ и добавить +15% валютный риск- перевести в рубли и сделать льготный процент по кредиту (то есть не такой, каким сейчас он будет по рублевым кредитам 17-25%). Пока никто из заемщиков не отказывается платить. Но дискуссия застряла на ЦБ, который не посчитал пока нужным вмешаться. При этом 18 числа будет совет по ЖКХ. Я поговорила с Андреем Широковым, главой комитета ЖКХ в ТПП: он на совете поднимет эту тему. Его вариант решения вопроса- это заморозка курса ровно на тот день, когда кредит брался, а остальное - пусть гасит государство. Поскольку не люди виноваты, что экономика в форс-мажоре"

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari