Конец декабря – время для подведения экономических итогов и прогноза на будущий год и The Insider традиционно предлагает читателям собственный анализ развития экономической ситуации в России. Мы рассмотрим, какие из наших предыдущих прогнозов сбылись, оценим текущее положение дел в экономике, промышленности и социальной сфере и попытаемся рассмотреть основные возможные сценарии развития событий в 2016 году.
На дне
Год назад, на рубеже 2014-2015 годов нефть достигла отметки 50 долларов за баррель и тогда российские власти (и в первую очередь Владимир Путин) ожидали ее отскока, как это произошло после кризиса 2008-2009 годов.
Однако The Insider предупреждал: никакого отскока не будет, причины падения цен на нефть на этот раз иные и никаких предпосылок для ее роста нет. Более того, уже тогда было известно, что если переговоры с Ираном по ядерной программе завершатся успешно и с этой страны будут сняты санкции, то нефть может опуститься и ниже. Так и произошло, к концу 2015 года цены опустились ниже $40 за баррель и теперь уже ни о каком отскоке речь не идёт, напротив, аналитики и инвесторы обсуждают возможность дальнейшего снижения цены.
Чтобы ощутить разницу между кризисом 2008-2009 и 2014-2015 годов можно сравнить графики изменения цен на нефть – в ходе прежнего кризиса падение было более резким, но начиная с весны цены уже начали расти, а в этот раз, напротив, после весны продолжился тренд на снижение:
Помимо того, что дешевая нефть становится ударом по бюджету (сверстанного из прогноза $50 за нефть марки Urals, то есть примерно $52-53 за Brent), важен и сам факт ожиданий снижения или как минимум стагнации цены на нефть. Для инвесторов это означает, что риск продолжения рецессии в России очень высок и с вложениями лучше не спешить. Как итог – продолжающийся мощный отток капитала.
В условиях кризиса у властей есть три основных источника компенсации убытков: резервы, бизнес и потребители. И все три эти источника были активно задействованы в 2015 году. Рассмотрим каждый из них по отдельности.
Резервы
Особенно тревожно было за резервы, которые поначалу тратились очень быстро. The Insider предупреждал – если правительство и Центробанк не будут подходить более ответственно к трате резервов, то уже к концу года угроза дефолта может стать абсолютно реальной. Похоже, власти пришли к такому же выводу и с марта международные резервы России стабилизировались на отметке $360 млрд и колеблются вокруг нее. Более того, в июне Центробанк заявил о намерении увеличить свои резервы, что звучало совсем странно для периода кризиса, и единственное рациональное объяснение тому можно предположить следующее: поскольку правительственные резервы (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) продолжали сокращаться в связи с тратами на текущие нужды, Центробанк компенсировал это сокращение закупкой валюты, чтобы общий объем резервов сохранялся неизменным. Иными словами, начиная с весны весь удар кризиса приняли на себя бизнес и потребители.
Бизнес
Для бизнеса кризис выразился в росте налогов и процентной ставки, что в условиях сжатия спроса стало ударом, который выдержали не все. Главными пострадавшими стали те, кто связан с импортом (в ноябре снижение импорта в годовом измерении составляло 27,8%), ритейлом (в ноябре падение розничной торговли составляло в годовом измерении 13,1%) и туризмом (тут помимо девальвации сыграла свою роль отмена туров в Египет и Турцию).
Но где же пресловутое импортозамещение в других секторах? Год назад власти связывали большие надежды с тем, что падение рубля поможет российским производителям: во-первых, это увеличивает прибыль экспортеров, а во-вторых, делает дороже импортные товары, давая конкурентные преимущества отечественным производителям. Однако же The Insider предупреждал: роста производства ждать не стоит, так как негативные факторы для производителей куда более существенны – дорогие кредиты (как из-за высокой процентной ставки, так и из-за санкций), падение спроса, сильная зависимость ряда производственных секторов от импортных составляющих, рост налогов (для малого бизнеса отмена упрощенной системы приведет к росту налогов аж на 16%), не говоря уж и о том простом факте, что в ряде областей российские производители просто не способны заместить импортные аналоги. И действительно, рецессия не остановилась во втором полугодии, как на то надеялось правительство, и никаких признаков выхода из нее не видно и сегодня.
Ничего удивительного в таком результате нет. Девальвация может приносить пользу в тех случаях, когда (как, например, в 1998 году) в стране есть недоиспользованные производительные мощности и рабочая сила. На этот раз для расширения производства не было ни площадей, ни инвестиций, ни избытка рабочей силы.
Конечно, если бы власти начали структурные реформы экономики и вместе с ними политические реформы, ситуация могла бы быть иной: рабочая сила высвободилась бы из неэффективных секторов, а инвестиции появились бы за счет улучшения делового климата и приватизации, но пока о таких реформах даже и речи никто не ведет. Робкие дискуссии о приватизации некоторых госкомпаний продолжаются, но обсуждаемые масштабы несерьезны (в отличие, например, от Казахстана, где правительство приняло план снижения участия государства в экономике до 15% к ВВП).
Потребители
Именно потребители на этот раз взвалили на себя основное бремя кризиса. Если в ходе кризиса 2008-2009 года уровень жизни не упал, то на этот раз впервые с 90-х годов в реальном исчислении снизились и реальные доходы (на 5,4%) и реальные зарплаты (на 9%). Но это «средняя температура по больнице». По данным ВЦИОМ доля бедных (то есть тех, кому не хватает денег на еду и тех, кто, покупая ее, не могут при этом позволить себе одежду) за год увеличилась почти вдвое – с 22% до 39%. По оценкам Росстата в первом полугодии 2015 года за чертой бедности находилось 21,7 млн. человек, то есть почти на 3 млн. больше, чем в первом полугодии 2015 года.
Такое резкое увеличение бедности связано с инфляцией (которая сегодня составляет 15%) и ростом тарифов. Поскольку Центробанк (как и обещал) отправил рубль в свободное плавание и девальвация продолжилась, с небольшим временным лагом это отразилось и на инфляции. Год назад The Insider прогнозировал, что рубль при условии невмешательства Центробанка последует за ценами на нефть и скорее всего «сползет» вниз – так и произошло, 29 декабря 2014 года за доллар давали 57 рублей, а 29 декабря 2015 года – 72 рубля (то есть рубль обесценился больше чем на четверть, на 26,3%). А поскольку импортозамещение не сработало и ВВП упал, то вслед за девальвацией последовал и всплеск инфляции, причем рост цен еще «не отыграл» падения рубля и пока нет никаких оснований ожидать падения инфляции до 6,4%, как это заложено в бюджете. Министр Экономики Алексей Улюкаев уже вынужден был признать, что в первом квартале 2016 года снижения инфляции до однозначных показателей ждать не стоит. Скорее всего, как и в уходящем году, весной придется вносить поправки в бюджет и обозначать там реальные, двухзначные параметры инфляции.
Каждый год The Insider проводит мониторинг изменения реальных зарплат по ряду профессий, с тем чтобы по ним отследить изменение общего уровня доходов и ситуацию на рынке труда в Москве. Как мы, видим, в 2015 году в долларовом выражении снижение зарплат затронуло всех. Более того, даже в рублевом выражении средняя зарплата по ряду профессий снизилась.
В Москве ситуация еще не самая худшая. Наиболее существенное снижение реальных доходов населения в январе-сентябре 2015 г. наблюдается в Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. При этом почти половина населения отмечает ухудшение экономического положения в стране, и треть опрошенных ожидает, что это ухудшение будет продолжаться один-два года или даже дольше.
В связи с падением доходов и негативными ожиданиями люди начинают экономить, берут меньше кредитов. С одной стороны - это усугубляет положение в производстве из-за сжатия спроса, с другой - бьет по банковской системе, кредитов становится меньше, а неплатежей больше (10,8% в ноябре). Ситуация в отдельных регионах - еще хуже. Уже в 20 регионах более 9% объема кредитной задолженности физических лиц просрочено, в том числе в 9 субъектах Федерации просрочено более 10% займов. Все это не может не отражаться на банковской системе.
По итогам 10 месяцев 2015 г. финансовый результат банковского сектора составил всего 193 млрд руб. Рентабельность активов (ROA) за январь–октябрь 2015 г. в годовом выражении упала до 0,3%, рентабельность собственных средств – до 3,4%. Все эти показатели оказались в текущем году в 3,5– 5 раз меньше, чем годом ранее. Особенно низкую прибыль от регулярных операций показали госбанки (0,8% против 1,5% в целом по сектору), так как государство навесило на них обязательства по господдержке тех или иных секторов экономики. Так, например, Россельхозбанк из-за этого и вовсе оказался убыточным в размере 1% от собственных активов.
Главная проблема государственных банков в том, что выделяя бюджетную помощь проблемным банкам государство де-факто стимулирует неэффективную экономическую деятельность (так, например, правительство обсуждает идею докапитализации Внешэкономбанка в размере 1 трлн. рублей. Таким образом, вместо оздоровления банковской системы, которое должно происходить в ходе такого рода кризиса, происходит, наоборот, усугубление проблем.
Что нас ждет в 2016 году?
В 2016 году нас не ждет сильный отскок нефтяных цен, так как все прежние факторы давления на нефтяные цены остаются в силе, в том числе торможение роста в Китае и увеличение экспорта иранской нефти. Кроме того, современные технологии добычи сланцевой нефти, рентабельные при цене свыше примерно $40 за баррель, позволяют США быстро нарастить добычу в случае удорожания нефти, а значит едва ли стоит ожидать повышения цены нефти выше $50 в ближайшие годы, если это и произойдет то на очень короткое время.
Таким образом, дефицит бюджета в 2016 году окажется выше запланированного, равно как и роста ВВП ждать не приходится. Инфляция сохранится на двухзначном уровне как минимум в первом квартале и скорее всего в первом полугодии. Во втором полугодии можно ожидать ее снижения ниже 10%, но запланированные в бюджете 6% останутся недосягаемы, вне зависимости от того, какие меры будет предпринимать правительство.
В связи с тем что доходы и зарплаты на фоне рецессии не будут расти даже в номинальном выражении, уровень жизни будет снижаться и дальше. Учитывая то, что осенью 2016 года должны состояться парламентсткие выборы, даже если они будут носить чисто технический характер, власти окажутся перед серьезным искушением направить часть резервов на увеличение социальных расходов и государственных инвестиций. В этом контексте можно не сомневаться, что Резервный фонд, где к январю останется чуть более $50 млрд в течение года исчерпается целиком, значительно исхудает и Фонд национального благосостояния.
Особенно острой будет ситуация в ряде наименее благополучных регионах. Показателен первый прецедент, когда в Нижнем Новгороде было остановлено движение троллейбусов и трамваев из-за долгов перед энергетиками - такого рода конфликты могут вспыхнуть во многих городах. Можно с высокой степенью уверенности предположить, что в 2016 году мы столкнемся с десятками подобных конфликтов на социально-экономической почве в регионах, которые могут носить разную форму, в том числе и протестную, наподобие того, что мы видели в Пикалево.
Ситуацию может изменить к лучшему изменение внешней политики России. Но даже если Москва начнет выполнять в Украине свою часть обязательств, предусмотренных Минскими соглашениями, и секторальные санкции будут сняты - это не изменит ситуацию принципиально, так как фактор низких цен на нефть и общие структурные проблемы российской экономики сегодня играют куда более значимую роль, чем западные санкции.
В этих условиях наиболее вероятно, что власти будут и дальше придерживаться нынешней стратегии, не вмешиваясь в свободное плавание курса рубля и компенсируя из резервов дефицит бюджета из-за дешевой нефти (даже при цене $50 за баррель - это минус $30 млрд, но пока нефть колеблется вокруг отметки 37 и вероятно дефицит может быть больше). Также существенным бременем для резервов станет внешний долг, общая сумма которого превышает $520 млрд, причем более $75 млрд. надо выплатить уже в 2016 году. На 2016 год резервов ЦБ должно хватить, но уже ближе ко второму полугодию неизбежно возникнет вопрос о том, что будет, когда резервы закончатся. Крайне мало вероятно, что перед выборами власти будут готовы ответить на этот вопрос открыто и честно: то есть заявить о необходимости урезания социальных расходов, резкого сокращения военных расходов, приватизации, структурных реформ и т.д. Именно эта неготовность властей к адекватному реагированию на прекращение нефтяного изобилия - и есть главный риск следующего года. Если Владимир Путин предпочтет ради сохранения рейтинга отложить болезненные реформы, растрачивая резервы или, еще хуже, начав печатать деньги, то Россию ждет кризис сопоставимый по глубине с тем, что страна пережила после банкротства Советского Союза.