«Вести недели» и «Воскресное Время» посвятили сюжеты химической атаке в сирийском городе Дума. Ведущий «Первого канала» Валерий Фадеев анонсирует сюжет, озаглавленный «Жертвы для массовки. Очередная фальшивка боевиков» так: «Очередную грязную фальшивку состряпали «Белые каски» — одиозная организация, которая, прикрываясь гуманитарными миссиями, помогает террористам. В ролике якобы последствия химической атаки сирийской армии».
Автор сюжета Максим Семин, рассказав о гневной реакции Дональда Трампа на химическую атаку, заявляет: «При этом в Вашингтоне даже не попытались проверить подлинность видеозаписи. Кадры, на первый взгляд, действительно чудовищные: отравленные дети, они без сознания, трубки в носу, их поливают водой. Вот только снова на людях, которые якобы оказывают помощь детям, отравленным боевым хлором, нет никакой специальной защиты».
Если приглядеться к кадрам, которые на очень короткое время появляются в сюжете «Первого канала», нетрудно заметить, что сняты они в больничной палате. Отравленные дети лежат на полу, по-видимому, потому что на всех не хватило коек.
Хлор тяжелее воздуха, после атаки он быстро оседает и стелется по земле, надолго оставаясь в низинах и подвалах. Если больничная палата расположена не на самом нижнем этаже, никакой нужды в средствах химзащиты там нет. Более полная версия видео здесь.
На фотографии же, распространенной «Белыми касками», на спасателе, несущем на руках пострадавшего ребенка, противогаз.
Автор сюжета продолжает: «Специалисты по военному делу многократно подчеркивали, что Башару Асаду, чьи войска и так одерживают одну победу за другой, нет никакого смысла применять химическое оружие, даже если бы оно у него было». Присоединяется к нему и ведущий «Вестей недели» Дмитрий Киселев, который в остальном не особенно утруждает себя поисками аргументов и просто голословно заявляет о безосновательности обвинений в адрес режима Асада: «Ну что здесь сказать. У сирийской правительственной армии точно нет мотива делать такое. «Зачистка» Восточной Гуты, что под Дамаском, и так идет успешно. Зачем Башару Асаду химические скандалы?»
Но вот что рассказывает о ситуации в Восточной Гуте Би-би-си: «Город Дума остается последним оплотом повстанцев в Восточной Гуте. Он окружен сирийскими войсками, которым оказывают поддержку и российские силы. В ходе переговоров с Москвой повстанцы пытались добиться права остаться в городе в качестве местных сил безопасности. Однако в пятницу, 6 апреля, переговоры зашли в тупик, и на город началось масштабное наступление при поддержке авиации и артиллерии».
Пытаясь выгородить режим Башара Асада, Максим Семин вспоминает и события, произошедшие год назад: «Сегодняшняя провокация далеко не первая. Вот, к примеру, кадры из больницы, куда якобы доставили детей, пострадавших от отравления зарином в провинции Идлиб. Тогда США также голословно обвинили в случившемся Башара Асада и нанесли удар по сирийскому военному аэродрому. Причем эксперты в один голос говорили об инсценировке. «При применении газа зарин сужаются зрачки, идет слюна обильная», — рассказывает биохимик, бывший член комиссии ООН по биологическому и химическому оружию Игорь Никулин. Ничего похожего на кадрах из больницы не видно. У детей, наоборот, зрачки сильно расширены».
В кадре, иллюстрирующем эти слова, разглядеть, расширены ли зрачки пострадавшего ребенка, невозможно. Но существует видео турецкой телекомпании TRT, где отчетливо видны суженные зрачки пострадавших.
https://youtu.be/FG4hDxOfrXY
Турецкие врачи в 2017 году подтвердили, что погибшие в городе Хан-Шейхун в провинции Идлиб были отправлены именно зарином.
По мнению Семина, то, что журналист стоит на месте произошедшей несколько часов назад химической атаки в одном респираторе, без более серьезных средств химзащиты, тоже свидетельствует о том, что сюжет о прошлогодних событиях в Идлибе фальшивый. Но The Insider по горячим следам той атаки уже опровергал этот аргумент. Зарин — вещество нестойкое, и уже через несколько минут после его распыления средства химзащиты не нужны. Респиратор на корреспонденте в этой ситуации — скорее перестраховка.
Еще один аргумент из сюжета «Воскресного Времени»: в прошлогоднем видео «Белых касок» показана воронка, оставленная разорвавшейся бомбой, предположительно с химическим зарядом. Это комментирует бывший член комиссии ООН по биологическому и химическому оружию биохимик Игорь Никулин: «Если используется химоружие фабричного производства (бомбы, ракеты), они чаще всего взрываются в воздухе, чтобы накрыть большую площадь. А если кустарного производства, то вот такие ямки и остаются». По мнению автора сюжета, кустарные бомбы используют только террористы, а армия Асада оснащена более современным оружием (тут пропагандист, утверждающий, что сирийский режим вообще уничтожил все свои запасы химического оружия, явно противоречит себе). Но вместе с тем известно, что еще в 2015 году Amnesty International сообщала о широком применении войсками Асада примитивных бочковых бомб. Армия Асада явно не брезгует дешевыми кустарными боеприпасами.