15 марта РИА Новости сообщило о заявлении главы Общественной палаты Крыма, бывшего первого заместителя председателя Верховной Рады Крыма (до присоединения к России) и первого заместителя председателя Госсовета республики (после присоединения к России) Григория Иоффе. По его мнению, Украина собиралась понизить статус автономной республики и урезать ее полномочия.
«Перед самым государственным переворотом Януковичу вздумалось изменить Конституцию, в которой была отдельная глава: «Автономная Республика Крым»», — цитирует Иоффе РИА Новости. Кроме того, Иоффе отметил, что в Конституционную ассамблею, созданную для разработки нового проекта Конституции, вообще не включили крымчан.
Любопытно, что информационное агентство почему-то заинтересовалось словами Иоффе о планах Виктора Януковича в отношении Крыма, которые вряд ли могли быть осуществлены при новой украинской власти: созданная Януковичем Конституционная ассамблея в июле 2014 года прекратила деятельность, а в декабре того же года была официально распущена президентом Петром Порошенко.
Но и утверждения Иоффе о планах Украины времен Януковича тоже не соответствуют действительности. Начнем с того, что представитель Крыма в Конституционной ассамблее был. В ее состав, утвержденный указом Януковича от 17 мая 2012 года, вошла директор крымского филиала Юридической академии Украины Наталья Гуторова (после аннексии Крыма она переехала в Харьков).
Крымские политики тогда возмущались, что в составе ассамблеи нет представителей органов власти автономной республики, и обратились к Януковичу с предложением включить в ее состав председателя Верховной Рады Крыма Владимира Константинова. Но в ассамблее вообще не было представителей каких-либо органов власти.
О планах Конституционной ассамблеи в отношении Крыма можно только строить предположения: ее деятельность прекратилась, прежде чем был выработан проект Конституции. Но в 2013 году украинские издания сообщали, что комиссия Конституционной ассамблеи поддержала концепцию внесения изменений в Конституцию относительно усовершенствования статуса Крыма. Конкретное содержание концепции так и не было опубликовано, но ее высоко оценил депутат Верховной Рады Крыма Рустам Темиргалиев, участвовавший в расширенном заседании ассамблеи в Ялте. Он сказал, что были «достигнуты решения, которые могут стать историческими для Крыма», в том числе в отношении прав собственности и туризма. После аннексии Крыма Россией Темиргалиев стал первым вице-премьером республики, а позже — полномочным представителем Татарстана в Казахстане, но был снят с должности, когда попал под следствие по обвинению в крупном мошенничестве.
В действующей редакции Конституции Украины сохраняется раздел 10 — «Автономная республика Крым». Согласно Конституции, председатель правительства автономной республики назначается на должность Верховной Радой Крыма по согласованию с президентом Украины, как это и было до аннексии. Право президента Украины распустить Верховную Раду Крыма в Конституции не оговорено. Впрочем, по понятным причинам этот раздел Конституции сейчас на практике не действует.
Конституция Крыма в составе России предусматривает должность главы республики, избираемого депутатами Госсовета, который имеет право по совместительству занимать должность председателя Совмина (действующий глава Сергей Аксенов занимает обе должности). Согласование кандидатуры с президентом России формально не требуется, но президент имеет право отрешить главу республики от должности — в связи с утратой доверия и по другим основаниям. Президент России также имеет право распустить Госсовет Крыма.
Согласно Конституции Украины, в ведении АР Крым находятся в числе прочего вопросы социально-экономического и культурного развития, рационального природопользования, охраны окружающей среды (в соответствии с общегосударственными программами), признание статуса местностей как курортов, установление зон санитарной охраны курортов, охрана и использование памятников истории. Статья 72 Конституции России относит природопользование, охрану окружающей среды, охрану памятников истории и культуры к совместному ведению РФ и субъектов федерации. Таким образом, полномочия республики при присоединении к России фактически сократились.
В апреле прошлого года Григорий Иоффе на пресс-конференции в Симферополе рассказал, что комиссия Конституционной ассамблеи в 2013 году якобы собиралась исключить из новой Конституции главу об автономной республике Крым. «Мы спросили их, куда делась глава о Крыме из Конституции Украины и можем ли мы получить право законодательной инициативы. А потом выяснилось, что, чтобы осталась глава и право законодательной инициативы, должна быть уплачена определенная сумма, чтобы экспертная комиссия могла посоветовать Кравчуку <первый президент независимой постсоветской Украины был председателем ассамблеи. — The Insider>, как правильно делать Конституцию. Сумма была не очень большая», — цитировало Иоффе в прошлом году РИА Новости. Это обвинение остается на совести крымского политика, но интересно, как за неполный год история о попытке вымогательства переросла в утверждение о планах фактической отмены автономии.