2 февраля российские СМИ сообщили о публикации специального доклада комитета по международным отношениям Палаты общин британского парламента, посвященного двусторонним отношениям Великобритании и России. Заголовки в официозных изданиях однотипны и полны оптимизма: «Российская газета» — «В Великобритании призвали не осуждать Россию», РИА Новости — «Британский парламент призвал правительство начать диалог с Россией», ТАСС — «В британском парламенте призвали МИД начать диалог с Россией», сайт Первого канала — «Британские парламентарии требуют от своего правительства активизировать диалог с Россией».
Многие — телепрограмма «Вести», «Комсомольская правда», РИА Новости, «Московский комсомолец» и другие — обращают внимание также на содержащееся в докладе предложение назначить специального министра по отношениям с Россией. Впрочем, на самом деле это ошибка переводчиков (возможно, непреднамеренная). Английское слово minister, употребленное в докладе, далеко не всегда переводится на русский как «министр». В британском Форин-офисе должность minister соответствует российскому замминистра. Таким образом, смысл предложения в том, чтобы у министра иностранных дел (который, кстати, по-английски называется вовсе не minister, а secretary of state) был заместитель, в круг ответственности которого входили бы отношения с Россией.
Оптимистичный тон российской прессы не вполне соответствует содержанию доклада, который очень критичен по отношению к России. В нем содержится призыв к активизации двустороннего диалога, но с характерной оговоркой: полный отказ от контактов с ядерной державой и членом Совбеза ООН нецелесообразен, а о перспективах улучшения двусторонних отношений сказано: «когда — и если — для этого настанет время». Особенно подчеркивается, что нужно вкладывать дополнительные средства в развитие аналитических институтов, изучающих политическую систему России и процесс принятия решений.
Парламентский комитет одобряет недавно принятый в Великобритании закон о криминальных финансах — аналог американского Акта Магнитского — и призывает применять предусмотренные им персональные санкции против лиц, связанных с путинским режимом.
Российские СМИ пишут, что доклад указывает на необоснованность обвинений России в военных преступлениях в Сирии. В действительности там поддерживается позиция британского правительства, выдвинувшего такие обвинения, но при этом отмечается, что их необходимо поддерживать публикацией доказательств, чтобы не играть на руку кремлевской пропаганде, заявляющей о пристрастности Запада.
Один из немногих приятных для российского государства моментов в докладе заключается в том, что его авторы не рекомендуют бойкотировать чемпионат мира по футболу 2018 года. При этом указано, что решение о поездке британской правительственной делегации на чемпионат следует принимать, исходя из качества организации турнира и приверженности России честной спортивной борьбе.
The Insider предлагает перевод краткого содержания доклада, опубликованного на сайте британского парламента.
Двусторонние отношения между Соединенным Королевством и Россией находятся в состоянии наивысшего напряжения со времен окончания Холодной войны. Это вызвано тем, что у России и Великобритании фундаментально различные подходы к недавней истории и существующему международному порядку. Основа британской внешней политики — поддержка международного порядка, базирующегося на общих принципах, международного права, самоопределения суверенных национальных государств, прав человека и свободы выражения взглядов. Опыт постсоветской России и очевидное своекорыстие ее правящей элиты стали причиной такой внешней политики, которая в большей или меньшей степени отрицает и подрывает мировой порядок и принципы, на которых он основан.
Тем не менее отказ от взаимодействия с российским государством не будет для Соединенного Королевства жизнеспособным внешнеполитическим курсом, так как Россия — европейское государство, располагающее ядерным оружием, и член Совета безопасности ООН. Великобритания может поддерживать контакты с российским государством, не поступаясь моральной и юридической легитимностью и не принося в жертву свои ценности и стандарты. Такой диалог может оказаться достаточно неприятным, но он по меньшей мере будет способствовать прояснению конкретных моментов согласия и несогласия по таким вопросам, как борьба с терроризмом и создание фундамента для продвижения к улучшению отношений, когда — и если — для этого настанет время. С этой целью мы рекомендуем направить больше средств министерства иностранных дел на увеличение аналитических и политических возможностей, а также назначить заместителя министра с более определенной ответственностью за отношения с Россией.
Действия России в Украине и Сирии представляют две самые неотложные внешнеполитические проблемы для британо-российских отношений. Украина должна сама выбирать свое будущее. Соединенное Королевство и его союзники поддерживают Украину в ее стремлении к устойчивости перед дальнейшим российским вторжением и к созданию общественной, политической и физической инфраструктуры, которая поможет дальнейшему сближению с Западом и позволит Украине иметь дело с Россией на более равных условиях. При том, что поддерживать единую позицию Запада по санкциям, связанным с Украиной, может стать труднее, односторонние индивидуальные санкции, предусмотренные законом о криминальных финансах, позволят правительству более эффективно привлекать к ответственности лиц, связанных с режимом Путина, которые ответственны за вопиющие нарушения прав человека.
Британские правительственные чиновники обвинили Россию в военных преступлениях в Сирии, но не опубликовали свидетельств в поддержку своих заявлений. Правительство право, когда обвиняет российских военных в действиях, потенциально нарушающих гуманистические нормы, закрепленные международным законодательством. В то же время, если правительство продолжит заявлять о военных преступлениях, совершенных Россией в Сирии, не предоставляя оснований для своих обвинений, оно рискует сыграть на руку Кремлю, утверждающему, что враждебные и лицемерные западные державы применяют к России несправедливые двойные стандарты.
Между народами Великобритании и России существуют здоровые культурные связи, несмотря на теперешние политические трудности. Учитывая это, правительство должно обращать внимание не только на президента Путина и обращаться непосредственно к россиянам через такие механизмы, как обмен студентами и поддержка российского малого бизнеса в секторах, не затронутых санкциями. Стратегия непосредственных контактов между людьми должна навести мосты между нами и следующим поколением российских политических и экономических лидеров и создать фундамент для улучшения британо-российских отношений в будущем.