РИА «Новости» рано утром в среду 17 июля сообщило:
Об этом же рассказывают «Вести», РБК, «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» и многие другие, добавляя, что самолет побывал и над позициями ВСУ в Запорожской области и так называемой ДНР.
Судя по скриншоту, опубликованному РИА «Новости», над Украиной, небо которой закрыто для полетов с самого начала войны, летал вот этот самолет.
Это учебный самолет Grob G120TP-A Prefect T1 немецкого производства, принадлежащий Системе подготовки военных летчиков Великобритании. Его максимальная крейсерская скорость 419 км/ч, максимальная дальность перегоночного полета 1361 км. Базируется он на военном аэродроме Крэнуэлл в английском графстве Линкольншир и используется для начальной подготовки летчиков.
Российские военные эксперты сразу же расценили этот полет как провокацию. Онлайн-издание «Взгляд» приводит версию аналитика Алексея Леонкова, уже знакомого нашей рубрике «Антифейк»:
«Grob Prefect T1 – это британский учебно-пилотажный самолет. Он относится к легкой авиации. Такие аппараты могут находиться в воздухе продолжительное время, но все зависит от нагрузки, которая установлена на борту», – отметил военный эксперт Алексей Леонков.
Он напомнил, что в Британии Grob Prefect T1 используется для отработки летчиками навыков полета. На Украину же самолет мог попасть в виде военной помощи. „Аппарат засветился на портале Flightradar, поскольку на нем был включен транспондер. С другой стороны, если бы этого не было сделано, то наши военные, скорее всего, сбили бы неопознанную цель”, — рассуждает собеседник.
Вместе с тем вопрос о том, почему Grob Prefect T1 беспрепятственно проследовал по маршруту над территорией Украины, пока остается открытым. „Я допускаю, что мы изучали новую цель”», — считает эксперт. При этом действия противника он назвал провокацией. По мнению спикера, задачей украинского командования было в том числе понять, как среагируют наши зенитно-ракетные комплексы.
После „пробного” пролета ВСУ могут начать активнее использовать Grob Prefect T1 в качестве разведчика, установив необходимое дополнительное оборудование. „Причем не исключено, что привлекать к этой работе будут специалистов из сельскохозяйственной авиации. На Украине существует проблема с профессиональными летчиками, поэтому тем, кто ранее занимался опылением полей, вполне могут поручить вести разведку”, — уточнил Леонков. <…>
Кроме того, Grob Prefect T1 может быть использован в качестве ПВО. Летчики ВСУ уже охотятся за российскими БПЛА на Як-52. „Скорость таких самолетов не очень большая. Противник использует машины в режиме догоняющего: первый летчик управляет, второй – из пулемета пытается поразить цель. Эту задачу может решить и британская машина. При этом Grob Prefect T1, скорее всего, доработают, подвесив пулемет”, — заключил Леонков».
Вот только ни эксперт, ни редакции сообщивших об инциденте СМИ почему-то не обратили внимание на историю полетов на том же самом сайте Flightradar. По состоянию на 17:00 МСК никакой информации о полете Grob Prefect T1 с бортовым номером ZM300 над Украиной там нет. Впрочем, это еще можно было бы объяснить тем, что администрацию сайта каким-то образом заставили информацию удалить. Но, по информации РИА «Новости», самолет находился в воздухе с 18:26 до 01:32 по московскому времени, то есть 7 часов 6 минут. На сайте производителя же сказано, что максимальная продолжительность полета у этой модели 5,4 ч.
Странности на этом не заканчиваются. Полета над Украиной в истории самолета нет, но сама история есть. И 16 июля в 14:53 по универсальному мировому времени (UTC) он совершил вылет с аэродрома Крэнуэлл, а в 15:49 приземлился на том же аэродроме. Разница между московским временем и UTC — 3 часа, то есть самолет приземлился в Линкольншире в 18:49 МСК, когда, по сведениям РИА, он уже 23 минуты летал над Украиной.
Даже если предположить, что в редакции РИА запутались в часовых поясах и ошибочно назвали время UTC, которое указывается на сайте Flightradar, московским, это не объясняет, каким образом самолет мог за два с половиной часа успеть заправиться и проделать путь до Кировоградской области не менее чем в 2300 км, на что ему при полной крейсерской скорости потребовалось бы пять с половиной часов.
На следующий же день самолет как ни в чем не бывало снова взлетел с Крэнуэлла. Довольно своеобразная военная помощь Украине.
Из всех российских изданий, написавших о странном полете, только «МК» заметил, что в этой истории что-то не так:
«Ряд экспертов, в частности „Военкоры Русской весны”, предполагают, что полет самолета британских ВВС — это всего лишь сбой Flightradar:
„Учитывая полет у Краматорска — это слишком близко к фронту и опасно для авиации, — возможно, имеет место сбой авиационного сервиса”».
Впрочем, газета, как бы испугавшись собственной смелости, тут же добавляет:
«Также полет ассоциируется с заявлениями Великобритании о начале обучения украинских пилотов на истребителях НАТО. Если это так, то подобный шаг крайне рискованный, учитывая, что воздушное пространство над Украиной закрыто с февраля 2022 года. В таких условиях есть риск быть сбитым, независимо от национальности пилота. Тем не менее, подобные инциденты стали обыденностью, когда НАТО, чувствуя себя безнаказанным, могут провоцировать эскалацию конфликта с Россией. Поэтому важно, что Россия не поддается на провокации, демонстрируя сдержанность перед врагами».
Сдержанности, правда, не проявили кремлевские СМИ, не заметив, что имеют дело с фантастическим самолетом, умеющим находиться одновременно в двух местах и совершающим полет, по продолжительности превышающий предусмотренные производителем возможности. Особенно впечатляет воображение эксперта Леонкова, сразу же прикинувшего, как подвесить к легкому учебному самолету пулемет.