Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD58.18
  • EUR56.00
  • OIL95.88
Поддержите нас English
  • 1924
Антифейк

Программа «Время» рассказала об «иностранных журналистах», посетивших завоеванные районы Украины. Ими оказались российские блогеры

The Insider

В программе «Время» вышел сюжет Валентины Соловьевой о визите «группы иностранных репортеров» на Каховскую ГЭС, находящуюся под контролем российских военных. Один из участников группы, представленный как «журналист издания Anti-Spiegel (Германия)», на русском языке практически без акцента говорит в кадре:

«Я одного не понимаю с первого дня уже восемь лет: как вообще Киев, если Киев говорит, что на Донбассе их люди, как можно им отрезать пенсии, устроить голодную блокаду и бить по жилым кварталам».

В действительности Украина не лишала пенсий жителей неподконтрольных ей районов. Разумеется, она не могла перечислять деньги в банки самопровозглашенных «народных республик», но их жители регулярно ездили получать пенсию в районы, контролируемые украинским правительством. «Голодная блокада» — тем более вымысел: обе «республики» с первых дней существования имели самые тесные связи с Россией, с которой они граничат, и введенный в 2017 году правительством Украины запрет на перевозки товаров между ними и основной частью Украины никак не мог угрожать жителям Донбасса голодом.

Впрочем, интереснее всего здесь не содержание заявления, а сама личность его автора. Дело в том, что издания под названием Anti-Spiegel в Германии не существует. Это вообще не издание, а личный блог Томаса Рёпера, который действительно родом из Германии, но уже больше 20 лет живет в России. Журналистикой никогда профессионально не занимался, его специальность — страховой бизнес. Был заместителем гендиректора российской компании «Альфастрахование», но в 2018 году получил от некоего российского информационного агентства, название которого он не раскрывает, приглашение к постоянному сотрудничеству; по его словам, работа «связана с научно-публицистическим аспектом».

Томас Рёпер
Томас Рёпер
Фото издания «Жизнь звезд»

В 2018 году Рёпер выпустил книгу под названием «Владимир Путин: видите, что вы наделали?» — подборку путинских цитат с комментариями.

В своем блоге Рёпер регулярно публикует прокремлевские фейковые сообщения. Он утверждал, что драмтеатр в Мариуполе был взорван изнутри, а не разрушен авиабомбой, что фотографии пострадавших в мариупольском роддоме были постановочными. В поле зрения рубрики «Антифейк» Рёпер уже попадал: меньше двух месяцев назад та же программа «Время» уже сделала сюжет о посещении оккупированных районов Украины группой «иностранных журналистов», и в ее составе тоже оказался Рёпер.

Еще один участник сюжета Соловьевой — Джон Марк Дуган, представленный как блогер из США, заявляет, что западные СМИ якобы сообщили о взятии Херсона украинскими военными. Таких сообщений в интернете не нашлось, а вот персона блогера тоже оказалась довольно своеобразной. В 2016 году бывший помощник шерифа Дуган получил политическое убежище в России; по его утверждению, на родине он вскрывал коррупционные схемы своего бывшего начальника. В действительности он перед выборами, в которых участвовал шериф, создал фальшивый сайт одного из управляющих округа и от его имени устроил массовую электронную рассылку сообщения о том, что управляющий больше не поддерживает шерифа и отдает предпочтение его сопернику. Сообщение было ложным.

После этого Дуган, представившись российским хакером под ником BadVolf, опубликовал в интернете личные данные 14 тысяч федеральных агентов, судей, местных полицейских и сотрудников спецслужб. ФБР установило, кто скрывался под этим ником, и устроило обыск в доме Дугана, после чего он сбежал в Россию. Там он сменил род деятельности: сконструировал стол со встроенным мощным компьютером и стал выпускать эти столы-компьютеры под брендом BadVolf, впрочем, без особого успеха.

На личном сайте Дугана нет никакого блога, там только подборки пейзажных фотографий России и Крыма. Вся его блогерская деятельность, похоже, сосредоточена в соцсети «ВКонтакте», где он, например, с гордостью сообщает, что подарил свой фирменный шеврон с надписью BadVolf летчику, бомбившему «Азовсталь».

Кроме этих двух блогеров, в сюжете Первого канала появился еще корреспондент проправительственного телеканала из Венесуэлы. Других иностранных журналистов, готовых ехать на оккупированные территории и давать нужные программе «Время» комментарии, похоже, не нашлось.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari