«Российская газета» опубликовала большое интервью с секретарем Совбеза РФ Николаем Патрушевым под заголовком «Запад создал империю лжи, предполагающую уничтожение России». Состоит оно преимущественно из фейков. Вот лишь несколько наиболее ярких образцов.
Содержание
Об американской поддержке национализма в Украине
О страхе, объединяющем украинцев
О паразитизме украинских беженцев на Западе
О голоде, которым грозят миру санкции в отношении России
О «минимизации потерь» как цели России
О «геноциде» населения Донецкой и Луганской областей
О том, как Сталин боролся за сохранение германского государства
О внешнем долге США и дефолте
Бонус. О человеке года по версии журнала Time
Об американской поддержке национализма в Украине
«Не найдя никакой позитивной основы для того, чтобы привлечь украинцев на свою сторону, Вашингтон задолго до госпереворота 2014 года внушал украинцам исключительность их нации и ненависть ко всему русскому».
Националистические течения, проповедовавшие исключительность украинской нации, в Украине, конечно, были и есть. Правда, их популярность никогда не была велика; например, в действующем созыве Верховной рады националистическую партию «Свобода» (бывшую Социал-национальную) представляет всего один депутат. А вот на какую-то связь этих течений и движений с США не указывает абсолютно ничто.
Более того, наиболее заметная в начале XXI века националистическая организация УНА-УНСО (позже она пережила раскол и трансформировалась в «Правый сектор») отреагировала на теракты 11 сентября 2001 года в США заявлением о том, что «миллионы ощутили моральное удовлетворение, которого ждали годами, десятками лет — за бомбардировки американцами Хиросимы и Нагасаки, Вьетнама, Ливии, Ирака, Афганистана, Боснии и Герцеговины, Югославии». В том же заявлении говорилось, что «за все приходится платить, даже в этом мире. Бумеранг истории начинает возвращаться назад. <…> УНА-УНСО приветствует дестабилизацию — залог будущей и сильной Украины».
А ставшую наиболее популярной из партий этого толка в 2010-х годах «Свободу» (на выборах 2012 года она смогла получить больше 10% голосов) в докладе Госдепартамента США в 2012 году подвергли резкой критике за антисемитизм.
Кто же эти поддерживаемые Вашингтоном пропагандисты национальной исключительности украинцев, о который говорит Патрушев, остается загадкой.
О страхе, объединяющем украинцев
« Если что сегодня и объединяет народы, живущие на Украине, то лишь страх перед зверствами националистических батальонов».
Украина — действительно страна неоднородная, в некоторых восточных областях для большинства населения родной язык — русский, а на западе им владеют далеко не все. Долгие годы восток и запад страны голосовали за разные политические силы. Но в последнее время различия начали сглаживаться; так, в 2019 году во втором туре президентских выборов Владимир Зеленский победил во всех областях Украины, кроме Львовской.
После же российского нападения в феврале 2022 года страна настолько объединилась, что даже основатель и лидер парламентской фракции прежде занимавшей пророссийские позиции партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Юрий Бойко заявил:
«Мы осуждаем агрессию российской армии против нашей страны. Члены ОП–ЗЖ массово записываются в территориальную оборону, чтобы охранять объекты критической инфраструктуры, жилье граждан и бороться с мародерами. Мы помогаем людям, пострадавшим от этой агрессии, участвуем в проведении мирных коридоров, а также оказываем гуманитарную помощь.
Мы делаем все, чтобы помочь нашим гражданам в это страшное время. Мы будем защищать Украину!»
Так что если украинцев сейчас объединяет страх перед чьими-то зверствами, то уж точно это зверства не мифических «националистических батальонов».
О паразитизме украинских беженцев на Западе
«Большинство приехавших на Запад украинцев считает, что европейцы должны их содержать и обеспечивать, а когда их заставляют работать, то начинают бунтовать».
Сообщение о бунте недовольных условиями содержания украинских беженцев действительно было. Всего одно. Но и оно фейковое. В марте 2022 года прокремлевское издание EurAsia Daily опубликовало заметку под заголовком «В Германии украинские беженцы протестуют против размещения в отелях ниже 3 звезд», в которой говорилось:
«Украинские беженцы устроили бунт в баварском городке Мисбах, требуя размещения как минимум в трёхзвёздочном отеле. Им же предоставили спортзал.
В Мисбах прибыло 57 беженцев с Украины, у которых, по данным Stuttgarter Zeitung, не оказалось даже паспортов. Беженцев доставили на автобусе из Мюнхена в Мисбах. По дороге они повредили салон автомобиля, приставая к водителю автобуса. Затем ситуация обострилась уже по прибытии.
Мигранты протестовали против размещения в спортзале, заявив, что не хотят там оставаться».
Другие российские сайты указывают на источник этой информации; так, ростовское издание «Южный федеральный» ссылается на газету Stuttgarter Zeitung, что уже необычно: о событиях в небольшом баварском городке почему-то рассказывает газета из Баден-Вюртемберга. На сайте самой газеты никаких следов этой публикации нет. В других немецких изданиях ничего об этом инциденте тоже найти не удалось.
О голоде, которым грозят миру санкции в отношении России
На фоне антироссийских санкций мир постепенно погружается в беспрецедентный продовольственный кризис. Десятки миллионов людей в Африке или на Ближнем Востоке по вине Запада окажутся на грани голода. Чтобы выжить, они устремятся в Европу. Не уверен, что Европа переживет кризис.
Война в Украине действительно вызвала проблемы с некоторыми продовольственными товарами, но, как уже указывал The Insider, эти проблемы возникли не вследствие санкций: дело в том, что Украина — крупный экспортер зерна, подсолнечного масла и ряда других товаров, но в условиях войны она вынуждена была прекратить экспорт.
Санкции против российских банков могут несколько усложнить оплату экспортируемых Россией товаров, но эта проблема вполне разрешима; мы видим, что ряд европейских стран продолжает закупать российские нефть и газ, и если что-то этому и препятствует, то не санкции, а требование России платить в рублях.
И уж совсем невозможно понять, какое отношение к этому имеют страны Африки и Ближнего Востока, ни одна из которых к режиму санкций не присоединялась.
О «минимизации потерь» как цели России
«Не удивительно, что в отличие от России, заинтересованной в скорейшем завершении специальной военной операции и минимизации потерь со всех сторон, Запад настроен на ее затягивании хоть до последнего украинца».
Это даже как-то неловко комментировать. Выходит, что практически полное разрушение Мариуполя, варварские обстрелы Харькова, расстрелы жителей Бучи — все это делалось ради минимизации потерь с обеих сторон. А опасность для украинцев создает западная поддержка. Больше тут сказать нечего.
О «геноциде» населения Донецкой и Луганской областей
«У специальной военной операции есть конкретные цели, от достижения которых зависит не просто благополучие, а жизни миллионов людей, спасение населения ЛНР и ДНР от геноцида, который творят уже 8 лет украинские неонацисты».
Здесь Патрушев просто повторяет давно уже разоблаченный фейк. Чтобы оценить масштабы «геноцида», достаточно взглянуть на инфографику из доклада Бюро верховного комиссара ООН по правам человека. На графике показано количество причиненных конфликтом в Донбассе смертей среди гражданского населения с обеих сторон.
Это не тысячи и не сотни, в 2021 году погибли 25 человек, в предыдущем году — 26. Большинство из них подорвались на установленных в 2014–2015 годах минах.
О том, как Сталин боролся за сохранение германского государства
«Советский Союз сделал все для ее [идеологии нацизма] уничтожения, но при этом стал инициатором возрождения самостоятельного германского государства. Сталин на Ялтинской конференции настаивал на этом».
Обратимся к материалам Ялтинской конференции. Вот запись заседания глав правительств 5 февраля 1945 года:
«Сталин заявляет, что он хотел бы, чтобы сегодня на совещании были обсуждены следующие вопросы. Во-первых, предложения о расчленении Германии. По этому поводу имел место обмен мнениями в Тегеране и затем между ним, Сталиным, и Черчиллем в Москве в октябре 1944 года. Ни в Тегеране, ни в Москве никаких решений не было принято. Сейчас следует прийти к какому-то мнению по этому вопросу. Есть и еще один вопрос, относящийся к Германии. Допустим ли мы образование в Германии какого-либо центрального правительства или ограничимся тем, что в Германии будет создана администрация, или если будет решено все же расчленить Германию, то там будет создано несколько правительств по числу кусков, на которые будет разбита Германия? Надо выяснить эти моменты. <…>
Сталин заявляет, что если союзники предполагают расчленить Германию, то так и надо сказать. Дважды имел место обмен мнениями между союзниками о расчленении Германии после ее военного поражения. Первый раз это было в Тегеране, когда президент предложил разделить Германию на пять частей. Премьер-министр также стоял в Тегеране за расчленение Германии, хотя и колебался. Но это был лишь обмен мнениями.
Второй раз вопрос о расчленении Германии обсуждался между ним, Сталиным, и премьер-министром в октябре прошлого года в Москве. Речь шла об английском плане расчленения Германии на два государства - Пруссию с провинциями и Баварию, причем предполагалось, что Рур и Вестфалия будут находиться под международным контролем. Но решения в Москве не было принято, да и невозможно было его принять, так как в Москве не было президента [США].
Черчилль заявляет, что в принципе он согласен с расчленением Германии, но самый метод проведения границ отдельных частей Германии слишком сложен для того, чтобы этот вопрос можно было решить здесь в течение пяти-шести дней. <…> Те переговоры, которые в Тегеране главы трех правительств вели по этому вопросу, а затем те неофициальные беседы, которые он, Черчилль, имел с маршалом Сталиным в Москве, представляют собой подход к вопросу в самых общих чертах, без точного плана. <…>
Сталин заявляет, что требование о расчленении — это не дополнительное, а очень существенное требование.
Черчилль заявляет, что, конечно, это важное требование. Но он, Черчилль, не думает, что нужно предъявлять его немцам на первом этапе. Союзники должны точно договориться об этом.
Сталин заявляет, что потому-то он и поставил этот вопрос».
Довольно своеобразный подход к возрождению государства.
О внешнем долге США и дефолте
«Внешний долг США превысил 30 триллионов долларов. А американцы почему-то обсуждают возможный дефолт России. Им самим пора дефолт объявлять».
Дефолт не имеет прямого отношения к размеру внешнего долга. Это положение, когда государство оказывается неспособным обслуживать свои долги. Никаких признаков того, что США в обозримом будущем окажутся неплатежеспособными, нет; по своим долгам они всегда платили исправно. Международные рейтинговые агентства, такие как Fitch и Moody's, постоянно присваивают долговым обязательствам США наивысший рейтинг ААА, что означает фактически нулевую вероятность дефолта.
Что же касается России, то она уже оказалась не в состоянии произвести очередную выплату по евробондам в долларах, попытавшись вместо этого заплатить в рублях. Как пишет The Wall Street Journal, если она не сможет выплатить проценты по своим обязательствам в долларах до 4 мая, дефолт неизбежен. Доступ же к ее зарубежным валютным счетам невозможен из-за санкций.
Бонус. О человеке года по версии журнала Time
Одно из самых эффектных заявлений в этой публикации принадлежит не Патрушеву, а интервьюеру Ивану Егорову, но Патрушев на это ничего не возразил:
«История развивается по спирали. Ведь Запад чуть ли не до сентября 1939 года отрицал опасность нацистского режима. В 1938 году журнал Time вообще признал Гитлера человеком года».
Возможно, Егоров не догадывается, что признание кого-то человеком года означает оценку важности его деятельности, но не всегда позитивную. Так, человеком 1951 года объявили премьер-министра Ирана Мохаммеда Мосаддыка, национализировавшего нефтедобывающую отрасль и изгнавшего из страны иностранные нефтяные компании; вряд ли эксперты американского журнала это одобряли. А в 1998 году, когда Палата представителей вынесла импичмент президенту Биллу Клинтону, людьми года стали двое: сам Клинтон и прокурор Кеннет Стар, чей доклад стал основанием для импичмента. Если предположить, что журнал таким образом одобрил деятельность обоих, придется заподозрить у редакции шизофрению.
Впрочем, это уже история, но вот если посмотреть, кто оказался человеком 2007 года… Остается лишь адресовать Ивану Егорову фразу придворной дамы из «Голого короля» Евгения Шварца:
«Умоляю вас, молчите. Вы так невинны, что можете сказать совершенно страшные вещи».