Расследования
Репортажи
Аналитика
  • 2019
Антифейк

Фейк Медведева: в случае запрета на операции с долларом и евро Россия безболезненно перейдет на расчеты в юанях

Зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев дал российским СМИ интервью, в котором оптимистично заявил, что никаких «адских санкций» Россия не боится. «Газета.ru» так передает один из тезисов Медведева:

«Ранее американский президент Джо Байден заявил, что власти США введут такие ограничения, о которых Россия даже не задумывалась. Такие меры будут приняты в случае эскалации ситуации на Украине. По его словам, Россию настигнет „катастрофа”. В частности, российские банки якобы не смогут проводить операции с долларом. Глава Белого дома оговорился, что такие санкции могут негативно сказаться и на экономике США.
Медведев при ответе на вопрос о том, справится ли Россия без доллара, ответил, что Москва в таком случае выберет другие валюты: „Отсутствие долларовых платежей может быть заменено платежами в евро. Если будут решения по евро, есть юань. Это новая, очень перспективная с учетом объема экономики Китайской Народной Республики резервная валюта”.
Он подчеркнул, что как американские, так и европейские власти понимают, что Россия пойдет именно на такой шаг. „Кому это выгодно — это вопрос вкуса”, — добавил зампред Совбеза России».

В действительности вынужденный отказ от расчетов в долларах (и тем более одновременно в долларах и евро) был бы вовсе не таким безболезненным, как пытается представить Медведев.

Возможные последствия такого отказа не раз описывали российские экономисты. Так, в октябре 2021 года та же прокремлевская «Газета.ru» собрала мнения экспертов по этому вопросу. Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович отметил:

«Расчеты по большинству товаров сейчас происходят именно в долларах. Биржевые товары, в частности, нефть, также завязаны на американской валюте, а это значительная статья доходов бюджета. <…>
Есть еще банковская система, та же SWIFT, которая производит эти платежи и работает не просто в долларах, а через американские банки. И мы приняли эту систему, и весь мир принял. <…>
Вы можете с Турцией рассчитываться в лирах. Но что вы будете делать с этими лирами, если вам понадобится, например, купить иностранное медицинское оборудование?»

Заметим, что это в той же степени относится и к юаню: хотя МВФ в 2016 году и включил его в список резервных валют, доля китайской валюты в мировых резервах невысока.

Член совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян в интервью той же «Газете.ru» утверждал:

«Несмотря на существующие глобальные экономические проблемы, доллар остается основной резервной валютой, и такое положение вещей не получится игнорировать. <…>
Резкие шаги в этом направлении [дедолларизации] со стороны крупных игроков могут привести к турбулентности на рынках. Применительно к России речь идет, прежде всего, о рынке нефти. В результате экономические риски для страны могут только усилиться, а не уменьшиться».

Переход на расчеты в юанях привел бы к росту внешнеторговой зависимости России от Китая, которая и так уже в последние годы значительно увеличилась; при этом, как заметил в 2020 году эксперт Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов, в обратную сторону это не работает: зависимость Китая от России практически не растет.

В 2019 году ректор РЭШ Рубен Ениколопов и его соавторы Константин Егоров и Дмитрий Мухин отмечали в Forbes:

«Переключение на юань грозит ростом зависимости от Китая, которая может вызвать больше проблем, чем зависимость от США».

Президент ACI Russia — The Financial Markets Association Сергей Романчук в 2019 году писал в «Ведомостях»:

«При покупке Банком России юаней увеличивается его валютный риск: при использовании юаней для целей обеспечения финансовой стабильности потребуется их обратная конвертация в доллары, так как величина задолженности российских участников рынка перед иностранными в юанях близка к нулю. Юань до сих пор не является свободно конвертируемой валютой: фактически параллельно существуют два юаня, „материковый” и „офшорный”. Отток капитала из Китая контролируется, хоть ограничения для иностранных участников рынка и смягчаются.
С точки зрения риска ликвидности вложения в юань уменьшают возможности ЦБ и создают риски. Курс юаня устанавливается при активном участии китайских властей (по терминологии МВФ такой режим называется stabilized arrangement, разновидность мягкой привязки к доллару США). Банк России оценивает доходность своих инвестиций лишь в сравнении с нормативными портфелями, особо отмечая в случае юаня, что такое сравнение затруднительно в силу широких спредов, затрудняющих ребалансировку портфеля. Но именно валютная переоценка имеет решающее значение для итоговой доходности управления резервами, а не отклонения в несколько десятых долей процента доходности от нормативного портфеля. Именно оценка курсовых убытков, которые получил ЦБ в результате конвертации долларов в юань в 2018 г. — около $3 млрд за второе полугодие 2018 г., — стала предметом широкого обсуждения экспертного сообщества (юань за этот период заметно упал)».

Если же операции с долларом станут невозможны для российских банков, то и конвертация юаней в доллары будет крайне затруднена, что создаст серьезные препятствия для импорта из третьих стран. Так что для оптимистичного тона Медведева особых оснований не видно.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari