27 октября «Известия» опубликовали статью под заголовком «Билет под полмиллиона», где говорится:
«На нерабочие дни в конце октября – начале ноября почти не осталось мест на рейсах в Египет и Турцию, выяснили „Известия”. Ценник на последние билеты в Анталью взлетел до 350 тыс. рублей, а на курорты Египта — до 450 тыс. рублей. Свободные кресла в самолетах на эти направления заканчиваются быстрее, чем места в отелях, и в точках продаж разных туроператоров путешественники больше не могут забронировать путевку, рассказали „Известиям” источники на рынке. Туроператоры ожидают, что к 30 октября загрузка отелей и мест на чартерных и регулярных рейсах достигнет 100%.
Стоимость авиабилеты из Москвы на курорты Египта достигла 450 тыс. рублей на пассажира в один конец экономклассом. Именно такой ценник выдал «Известиям» агрегатор Aviasales вечером 26 октября на рейсы в Хургаду с вылетом 29 октября. В этот день в продаже оставались билеты только на четыре рейса в Хургаду: один „Аэрофлота” (за 62,5 тыс. рублей) и три — его дочерней компании «Россия» (от 430 до 450 тыс. рублей). Места на рейс в Шарм-эш-Шейх продавались по меньшей цене: у „Аэрофлота” за 50 тыс. рублей, у „России” — 228–293 тыс. рублей, у Egyptair — 255–305 тыс. рублей».
Информацию «Известий» тут же подхватили многочисленные СМИ. Онлайн-издание «Общественная служба новостей» опубликовало комментарий ведущего научного сотрудника Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федора Борисова, объяснившего ситуацию так:
«Вчера путевка стоила 71 тысячу, вместе с гостиницей. Такие же цены не имеют никакого отношения к коммерции. Эти места просто физически заявлены в системе и никто не предполагает их продажу. Это так называемые запретительные тарифы. Они не имеют никакого отношения к реальному росту цен. Вы идете к туроператору и покупаете тур, который вместе с гостиницей будет стоить вам в четыре раза дешевле. То есть это технический тариф, который никто не будет в здравом уме покупать и перепродавать. Они просто идут как часть пакетного продукта».
Но тут сообщение о взлетевших ценах взялись опровергать крупнейшие государственные СМИ. РИА «Новости» сообщило:
«Эксперты не подтвердили появившуюся в СМИ информацию о том, что авиабилеты на ноябрьские праздники по самым востребованным у россиян маршрутам — в Египет и Турцию – достигли отметок в 350 и даже 450 тысяч рублей.
„Мы таких цен не видим и подобную информацию не предоставляли”, — сообщил РИА Новости представитель компании Aviasales. Сейчас на сайте цены на перелет эконом-классом в Хургаду в оба конца — на 29 октября и 10 ноября — начинаются от 36 тысяч рублей (с пересадкой) и от 152 тысяч рублей (прямой). Бизнесом — дороже: от 110 и 189 тысяч рублей соответственно”».
«Вести» обнаружили у авиакомпании S7 и вовсе почти что не подорожавшие билеты в Хургаду — от 19 455 рублей.
Впрочем, государственные СМИ, пытаясь развеять панические настроения, несколько перестарались. РИА «Новости» запросило у Aviasales информацию о билетах с возвращением в среду 10 ноября, но нерабочими объявлены лишь дни с субботы 30 октября (в Москве — с четверга 28 октября) до воскресенья 7 ноября. Поэтому ажиотажного спроса на билеты на выбранные РИА даты быть не должно: вряд ли многие работодатели, которые и так несут ущерб из-за внезапных нерабочих дней с полной оплатой простоя сотрудников, согласятся давать внеплановые отпуска. Посмотрим, что происходит с билетами на нерабочие дни.
Самые дешевые билеты в Хургаду на 28 октября — 7 ноября, которые предлагает агрегатор Aviasales, стоят 41 869 и 43 326 рублей. Но агрегатор честно предупреждает: «Эти билеты туристам не подходят». Дело в том, что это сложные маршруты с пересадками. Самый бюджетный из них предполагает самостоятельный переезд из баварского аэропорта Мемминген в аэропорт Мюнхена (около 100 км), откуда придется лететь в Стамбул, а из него уже в Хургаду. Чтобы сделать пересадку в Баварии, нужна шенгенская виза, но и этого недостаточно: требуется представить сертификат о вакцинации (но российские вакцины Германия не признает, так как они не сертифицированы ЕС) или ПЦР-тест.
Чуть более дорогой маршрут предполагает только пересадки без смены аэропорта, но их уже три: в Хельсинки, Мюнхене и Стамбуле. Опять же требуются шенгенская виза и ПЦР-тест, а занимает путь в одну сторону больше 29 часов, не считая времени, которое уйдет на регистрацию в московском аэропорту.
Самый дешевый из формально доступных для туристов билет стоит 54 324 рубля, но обратный путь через Шарм-эш-Шейх и Стамбул занимает больше двух суток, так что турист с таким билетом вернуться к началу рабочей недели не успеет. А самый дешевый прямой перелет стоит 77 480 рублей. Это, конечно, не 450 000, о которых писали «Известия», но все же явное подтверждение того, что многие россияне решили воспользоваться нерабочими днями как дополнительным отпуском. Вместо того чтобы сидеть дома и тем самым препятствовать распространению вируса, они собрались в курортные отели, которые по такому случаю будут сильно заполнены, что вряд ли безопасно во время новой волны пандемии.
Другой агрегатор Skyskanner на эти даты находит самый дешевый билет за 53 106 рублей — с пересадками во Франкфурте и Каире туда и в Каире и Вене обратно. Для тех, у кого нет шенгенской визы, самым дешевым оказывается перелет через Анталью и Стамбул за 61 151 рубль, причем путь в Хургаду займет почти двое суток. А из прямых перелетов наиболее доступным оказывается тот же рейс «Аэрофлота», что и у Aviasales.
На сайте авиакомпании S7 дешевых билетов, о которых сообщали «Вести», нет. На 30 октября в продаже есть только бизнес-класс; с возвращением эконом-классом 7 ноября это будет стоить 91 646 рублей.