РИА «Новости» в материале под заголовком «Минск заявил, что польские силовики выбросили на границу избитого мигранта» пишет:
«Поляки привезли на границу с Белоруссией избитого мигранта из Ирака, об этом сообщили в Минске.
„Силовики сопредельных стран применяют новую тактику незаконного выдворения беженцев”, — пояснили в Государственном пограничном комитете Белоруссии.
Наряд заставы „Тушемля” 21 сентября нашел в Свислочском районе иностранца „с признаками физического насилия”, он был без сознания.
„В это же время на сопредельной стороне польские силовики невозмутимо наблюдали за происходящим”, — добавил комитет.
Прибывшие на место врачи осмотрели его и заявили, что мужчина с признаками переохлаждения находится в коме. При себе у беженца был иракский паспорт и отрицательный ПЦР-тест польского медучреждения.
Из записей в карте неотложной помощи следует, что за день до этого польские пограничники обнаружили молодого человека в дачном доме и показали его специалистам. Иностранец находился в шоковом состоянии, он жаловался на боли в ноге и кровоточащие повреждения от колючей проволоки. Несмотря на состояние мигранта, врачи дали ему обезболивающее и не стали его госпитализировать.
Кроме того, польские силовики не предоставили медикам документы беженца для „фиксации состояния личных данных”.
„В дальнейшем силовики сопредельной стороны просто выбросили человека в таком состоянии на линии границы с Беларусью. Пострадавший доставлен в Свислочскую центральную районную больницу. Гражданин Ирака пришел в сознание, ему оказывается необходимая медпомощь”, — заключили в белорусском ведомстве».
Белорусское агентство БЕЛТА через час поле первой публикации добавило подробности. В материале под заголовком «Главврач: обнаруженный на белорусско-польской границе избитый иностранец три дня был без еды и питья» говорится:
«Обнаруженный на белорусско-польской границе избитый иностранец три дня был без еды и питья. Об этом рассказал главный врач Свислочской центральной районной больницы Илья Турко, сообщает БЕЛТА.
„Пациент поступил 21 сентября, в районе 19 часов доставлен с границы. Он утверждает, что три дня пребывал без еды и питья. Просил постоянно пить, пил очень много жидкости. Из расстройств здоровья жаловался на боли в правой ноге, — отметил главврач. — С ногой будем разбираться, смотреть, чтобы там чего серьезного не пропустить. Из повреждений — царапины на ногах, похожие на следы от колючей проволоки”. <…>
„Силовики сопредельных стран применяют новую тактику незаконного выдворения беженцев: для устрашения мигрантов, стремящихся получить убежище в странах Евросоюза, правоохранители доставляют к границе избитых, крайне истощенных иностранцев и выбрасывают на территорию Беларуси”, — рассказали в [Госпогран]комитете».
В сколько-нибудь логичную единую картину эти сведения никак не выстраиваются. По версии белорусского агентства, 20 сентября польские пограничники обнаружили в дачном доме нелегального иракского мигранта с травмами от колючей проволоки. Его отвезли на погранзаставу и вызвали скорую помощь. Врачи дали ему обезболивающее и сделали ПЦР-тест, но госпитализировать не стали. После этого пограничники перенесли мигранта на территорию Белоруссии. На следующий день белорусские пограничники наши его в состоянии комы. В белорусской больнице он сообщил, что не ел и не пил трое суток.
ПЦР-тест занимает как минимум несколько часов, причем вряд ли у бригады скорой помощи может быть с собой необходимая аппаратура. Вероятнее всего, врачи должны были взять мазки из носоглотки и отвезти их в лабораторию, где проводят анализы. Таким образом, мигрант в течение нескольких часов должен был находиться на польской погранзаставе, но ему там не предложили ни еды, ни даже воды — ведь, по сообщению БЕЛТА, он не ел и не пил с 18 сентября.
Допустим, злодеи-пограничники не кормили и не поили нелегала, потому что с самого начала решили перенести его через границу и снять с себя всякую ответственность за него, а он был в таком тяжелом состоянии, что не мог даже встать и дойти до туалета, где должна была быть вода. Но как в этом случае объяснить то, что у мигранта были с собой результаты польского ПЦР-теста? Выходит, пограничники дождались, пока им пришлют из лаборатории результаты, распечатали их и заботливо положили в карман мигранту, а заодно добавили и карту неотложной медпомощи. Зачем? Чтобы было документальное подтверждение того, что он побывал в Польше, а не потерял сознание на белорусской территории, не дойдя до границы?
Кстати, непонятно: если пограничники не предоставили врачам документы иракца, то на какое имя те должны были выписывать справку о результатах теста? И откуда вообще может быть известно, что не предоставили? От самого мигранта? Если так, то он, видимо, неплохо понимал, о чем пограничники говорили с врачами по-польски.
Агентство БЕЛТА снабдило свое сообщение фотографией, на которой беженец лежит на земле (лицо на всякий случай не видно), а поодаль видны фигуры в камуфляже. Подразумевается, что это польские пограничники, безучастно наблюдающие за происходящим. Надо понимать, что фотографию сделал белорусский пограничник. То есть, увидев человека без сознания, пограничники не бросились сразу ему помогать, а сначала сфотографировали.
Любопытная деталь: рядом с беженцем на фото лежит пустая пластиковая бутылка. То есть он не пил трое суток, но бутылку с собой носил. Или это поляки ее рядом с бесчувственным телом бросили?
Выход из комы, как правило, занимает несколько дней. Маловероятно, чтобы после комы пациент сразу же рассказал все подробности — как он прятался в дачном доме, как его доставили на заставу, как вызывали скорую помощь. Из других же источников все это известно быть не может — не польские же пограничники дали интервью агентству БЕЛТА. Но еще интереснее то, что главврач белоруской больницы вообще ни слова не говорит о коме, он рассказывает лишь, что пациент постоянно просил пить.
Кроме того, непонятно, почему БЕЛТА и вслед за ним РИА говорят, что мигранта избили. В тексте их же сообщений упоминаются только травмы от колючей проволоки и боли в ноге, о происхождении которых ничего не сказано.
Сообщение БЕЛТА появилось через три для после того, как польские власти заявили, что на польской стороне границы с Белоруссией найдены тела трех беженцев из Ирака, умерших предположительно от переохлаждения. Тогда же белорусские власти объявили, что нашли на своей стороне границы четвертое тело.