Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD73.55
  • EUR89.25
  • OIL54.92
  • 1705

Дмитрий Киселев в «Вестях недели» посвятил гневный монолог терактам, совершенным исламистами во Франции, — убийствам учителя Самюэля Пати в пригороде Парижа и трех молящихся в соборе Нотр-Дам в Ницце. Но возмутила главного пропагандиста России вовсе не жестокость фанатиков, один из которых обезглавил школьного учителя, посмевшего показать ученикам карикатуры «Шарли Эбдо», а другой, ворвавшись в собор, перерезал горла 70-летней прихожанке и церковному ризничему, а также нанес еще одной прихожанке ранения, от которых она вскоре умерла. Киселев заявил:

«На примере Франции мы видим сейчас, что бывает, если пробуждать чувства недобрые. Чем вам не угодил пророк Мухаммед? Он что, террорист, насильник, учил плохому? Зачем на него рисовать незаслуженные карикатуры? Вообще в исламе изображать людей не принято, а тут сам Пророк, да еще в похабном виде — с явным умыслом оскорбить, пробудить именно недобрые чувства. Более того, карикатуры на Пророка Мухаммеда во Франции стали проецировать в макроформате на общественные здания, а министр образования дал поручение собрать рисунки поострее, переплести в книгу и сделать ее „доступной в школах”. Вообще в России за такое судят. По статье 148 УК РФ — наказание от больших штрафов до принудительных работ и лишения свободы. Да и в здоровом общественном сознании у нас в стране обидеть или даже любая двусмысленность в отношении любых религиозных святынь считается и неприличной, и недопустимой.
И вот отсюда, из сегодняшней, в общем-то, спокойной обстановки, мы наблюдаем, как Франция президента Макрона взялась отстаивать свободу слова, мол, европейский выбор. Но при этом свобода слова в Европе работает избирательно. Это не универсальная свобода слова говорить все что угодно и безо всяких пределов. Нет, пределы есть.
Нельзя, например, обижать евреев, что абсолютно правильно. Нельзя обижать чернокожих. Уж совсем никак нельзя обижать геев и вообще всех прочих из ЛГБТ. Но при этом норма свободы слова — обижать русских. Про них можно придумывать все что угодно, буквально безудержно — пройдет любое немыслимое и увенчается санкциями. И еще можно обижать мусульман.
Можно в школах тыкать в них оскорбительными карикатурами, как во Франции. И можно полиции брать штурмом мечети во время утреннего намаза, как в Германии. Мусульманам можно меньше платить за равный труд, мусульман можно загонять в отдельные районы словно в гетто, их можно дискриминировать при приеме на работу. Их можно сепарировать, выделяя в отдельную общественную группу. И потом, как это по Макрону, необходимо бороться против исламского сепаратизма внутри Франции. Под флагом толерантности — спровоцировать против мусульман религиозную войну. Ну, не абсурд? И что теперь, мир — это война? Здравствуй, Джордж Оруэлл!
Во всем этом абсурде Франция действительно погружается в религиозную войну. Причем против ислама ее ведет государство, натравливающее на мусульман большинство своих граждан и силовиков. Мусульманское меньшинство готово отчаянно сопротивляться, прибегая к леденящей душу жестокости и расправам даже над невиновными».

Где во Франции и вообще на Западе Киселев обнаружил притеснение русских, он не объясняет и ни одного примера не приводит. А теперь рассмотрим подробнее, что Киселев говорит о карикатурах и «религиозной войне против мусульман».


Высмеивали, но не Мухаммеда

Убитый в пригороде Парижа Конфланс-Сент-Онорин учитель Самюэль Пати преподавал в школе историю, географию и общественные науки. Рассказывая старшеклассникам о гражданских свободах и, в частности, свободе слова, он показал им карикатурные изображения пророка Мухаммеда из журнала Charlie Hebdo, из-за которых фанатики-исламисты убили всю редакцию журнала. Вот одна из тех карикатур.

Она озаглавлена «Если бы Мухаммед вернулся». Диалог переводится так:

— Я пророк, идиот!

— Заткнись, неверный!

Как видим, она высмеивает вовсе не пророка и не религию, а современных террористов-исламистов. И их чувства оказались настолько оскорблены, что это кончилось кровавой расправой над редакцией журнала. Кстати, статья 148 УК РФ, которую зачем-то вспомнил Киселев, не предусматривает наказания за оскорбление чувств террористов.

Как исламисты-радикалы сами создали карикатуру на пророка

Убийство карикатуристов из Charlie Hebdo в январе 2015 года — лишь эпизод конфликта, начавшегося за десять лет до этого, когда датская газета Jyllands-Posten опубликовала 12 карикатур, изображающих пророка Мухаммеда; позже их перепечатал Charlie Hebdo. Поводом для публикации стала история с детской книгой датского писателя Коре Блюитгена «Коран и жизнь пророка Мухаммеда», которую ни один художник в Дании не решился иллюстрировать без сохранения анонимности из-за якобы существующего в исламе запрета на изображение пророка (в действительности разные течения в исламе по-разному к этому относятся, полный запрет на изображение не только пророка, но и вообще любых людей есть только в самых радикальных течениях, таких как ваххабизм). Газета откликнулась на это большой статьей о свободе слова и самоцензуре, а иллюстрациями к ней стали 12 карикатур, заказанных разным датским художникам.

Публикация вызвала довольно умеренную реакцию датской мусульманской общины, но через несколько месяцев датский имам палестинского происхождения Ахмад Абу Лабан, составив досье об оскорблении пророка, во главе делегации имамов отправился в тур по странам Ближнего Востока. К довольно безобидным карикатурам из Jyllands-Posten он добавил три картинки явно оскорбительного по отношению к исламу содержания. Происхождение двух из них остается невыясненным, но с третьей, которую Абу Лабан представил как изображение пророка Мухаммеда в образе свиньи, все намного проще.

В действительности фотография не имеет никакого отношения ни к пророку Мухаммеду, ни к исламу. Она сделана во время ежегодного «праздника свиней» во французском городке Три-сюр-Баиз в департаменте Верхние Пиренеи, центре свиноводства, и изображен на ней победитель соревнований на лучшее подражание свиному визгу. Зовут его Жак Марро, он работает автомехаником. Маскарад в костюмах свиней входит в программу праздника. То есть превращение безобидного француза в оскорбительную карикатуру на Мухаммеда — дело рук вовсе не карикатуристов, а датского имама-радикала, ранее высланного из Египта и ОАЭ за призывы к насилию и экстремизм. Если кто-то и осокрблял ислам и пророрка Мухаммеда — то именно он. (До скандала с «Шарли Эбдо» он не дожил — он умер в 2007 году).

Автор фейка об оскорбительных карикатурах на Мукхаммеда - Ахмад Абу Лабан
Автор фейка об оскорбительных карикатурах на Мукхаммеда - Ахмад Абу Лабан

Досье с подлинными и фальшивыми карикатурами было представлено на саммите глав Организации Исламской конференции с участием президента Ирана и короля Саудовской Аравии. В ряде стран исламского Востока начались демонстрации и забастовки, Лига арабских государств выразила Дании протест в связи с тем, что та ничего не предпринимает, чтобы пресечь оскорбление пророка, Саудовская Аравия и Ливия отозвали своих послов из Дании. Многие страны Ближнего Востока объявили бойкот датским товарам. В Дамаске и Бейруте подожгли здания посольств Дании и Норвегии (одна из норвежских газет перепечатала датские карикатуры). Дания в целях безопасности временно закрыла посольства в Сирии, Иране, Индонезии и Пакистане.

Таким образом, действительно началось нечто похожее на религиозную войну; эти события в конечном счете привели к гибели редакции Charlie Hebdo в 2015 году, учителя Самюэля Пати в 2020-м, а косвенно — и прихожан собора Нотр-Дам в Ницце. Но кто спровоцировал эту войну — датская газета, проиллюстрировавшая статью о самоцензуре довольно безобидными карикатурами (среди них самым острым было изображение человека (не пророка!) с бомбой, скрытой в тюрбане, — намек на исламский терроризм), или имам, который добавил к этому оскорбительные картинки, никогда не публиковавшиеся в западной прессе, выдал их за карикатуры из газеты и отправился с ними на Ближний Восток агитировать тамошних государственных лидеров и радикалов?

Остается добавить, что и другие упомянутые Киселевым примеры угнетения мусульман на Западе не имеют отношения к действительности. Сравнение с гетто, в которые когда-то нацисты сгоняли евреев, звучит кощунственно: ни в одной из стран Запада нет запретов для мусульман селиться в определенных районах, они сами предпочитают жить поблизости друг к другу, а часть местного населения переезжает из облюбованных ими мест, стремясь к более привычной обстановке. Что же касается штурма мечети во время намаза, эта история, как говорится, сильно преувеличена исламистами. В действительности 21 октября в берлинской мечети Мевлана полиция провела обыск в рамках уголовного дела о незаконном получении компенсации в €70 000 за ограничения в связи с пандемией COVID-19. Верующих задело то, что обыск совпал с временем намаза, и то, что полицейские при входе в мечеть не сняли обувь. Но по-настоящему громкой эту историю сделал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, назвав обыск полицейским рейдом и заявив, что это проявление «расизма и антиисламской политики, приближающей Европу к мраку средневековья».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari